Лекция 4

Тема: Летописание - первый оригинальный русский жанр

1. Жанровые черты летописи.

2.  История ранних русских летописных сводов.

 

Отправные положения лекции:

 

а/ «Жанры средневековой литературы несут определенные практические функции в устоявшемся быте, в укладе церковном, юридическом. Жанры различаются главным образом по своей предназначенности для выполнения тех или иных жизненно необходимых, но более или менее узких функций: Художественность как бы дополняет и вооружает литературные жанры, способствуя осуществлению ими своих непосредственно жизненных задач». (Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. - Л., 1986, -С.95);

б/ «Традиционные жанры, будучи строго формализованы, существуют отдельно друг от друга, порознь. Границы между ними явственны и четки, каждый «работает» на своем собственном «плацдарме». Подобного рода жанровые образования являются каноническими . Они следуют определенным нормам и правилам, которые вырабатываются традицией и обязательны для авторов». (Хализев В. Е. Теория литературы. - М., 1999.- С.333);

в/ «Литература народа - это не простая совокупность отдельных произведений. Сами по себе отдельные произведения ещё не создают литературы как единого целого. Произведения составляют литературу, когда они связаны между собой в некоторое органическое единство, влияют друг на друга, «общаются» друг с другом, входят в единый процесс развития и несут совместно более или менее значительную общественную функцию». (Лихачев Д. С. Литература эпохи «Слова о полку Игореве». // ПЛДР. XII в.- С.5 -6).

 

Вопрос 1. Жанровые черты летописи

На основании предыдущих лекций мы сделали вывод, что Киевская Русь в течение короткого срока обрела богатую и разнообразную литературу. Авторы академической «Истории русской литературы» показали, что на новую почву была перенесена целая система жанров: хроники, исторические повести, жития, патерики, «слова», поучения и констатировали, что система жанров византийской или древнеболгарской литературы не была взята Русью полностью: древнерусские книжники отдавали предпочтение одним жанрам и отвергали другие; в то же время возникали жанры, не имеющие аналогий в «литературах-образцах» (см. подробнее ИРЛ. В 4т. Т.1.-Л., 1980. - С.1 -36). Данная констатация восходит к работам Д. С. Лихачева «Система литературных жанров Древней Руси» (1963) и «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы» (1973). В них высказывается мысль о том, что система литературных жанров Древней Руси дополнялась фольклором, что существовало несоответствие между светскими потребностями феодализирующегося общества в XI - XIII вв. и этой литературно-фольклорной системой жанров.

Д. С. Лихачев указывал, что потребность в создании собственных литературных жанров была обусловлена отсутствием достаточно прочных экономических и военных связей в огромном раннефеодальном государстве восточных славян - страна раздиралась усобицами князей: «Чтобы удержать единство, требовалась высокая общественная мораль, чувство чести, верности, самоотверженность, патриотическое самосознание и высокое развитие искусства убеждения, словесного искусства - жанров политической публицистики, жанров, развивающих любовь к родной стране, жанров лиро-эпических. Помощь литературы в этих условиях была так же важна, как и помощь церкви. Нужны были произведения, которые ясно свидетельствовали бы об историческом и политическом единстве русского народа: Вот почему, несмотря на наличие двух взаимодополняющих систем жанров - литературных и фольклорных, русская литература XI - XIII вв. находилась в процессе жанрообразования , Разными путями, из разных корней постоянно возникают произведения, которые стоят особняком от традиционных систем жанров, разрушают их либо творчески объединяют» (Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. - Л., 1986. - С. 82 -83).

Итак, начнем рассмотрение первого вопроса с утверждения Д. С. Лихачева о том, что для XI - XIII вв. характерен выход многих более или менее талантливых произведений за традиционные жанровые рамки; эти произведения отличаются «младенческой мягкостью и неопределенностью форм».

Летопись - один из таких жанров. Летописями принято называть «памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности (рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето:» - отсюда и название «летопись» (Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник /Под ред. В. В. Кускова.-М.,1994.- С.78). Слово «летопись» многозначно: так называется и вид исторического сочинения, имеющий особые внешние признаки («писание по летам») - запись исторических событий ведется по годам - т.е. в хронологической последовательности; и отдельная книга, состоящая из записей такого вида, и часть книги, содержащая годовую сетку. В узком смысле этого слова летописями называются записи современников событий. Соединенные в хронологической последовательности, такие записи и другие исторические сочинения образуют летописный свод . Составитель свода может уже не быть современником событий, о которых идет речь в его сочинении. Специалисты различают также летописные сборники , представляющие иногда механическое соединение в одной рукописи нескольких летописей или сводов , и летописные списки, т.е. рукописные копии с летописи, свода или сборника.

Сегодня мы остановимся на тех чертах летописи как исторического сочинения, которые отличают её от европейских сочинений данного типа, позволяют назвать данный жанр оригинальным (т. е. не имеющим аналогов, созданным русскими книжниками, а не трансплантированным извне). Медиевисты констатируют, что летопись занимает в ДРЛ ведущее место. Она развивалась c XI по XVIII век и дошла до нас в огромном количестве памятников (их издание осуществлялось Академией наук на протяжении 1841-1982 гг. в 37 томах «Полного собрания русских летописей»). Такого числа исторических сочинений не знает ни одна другая европейская литература!

В истории изучения летописи прослеживается два периода , характеризующихся интенсивным возрастанием интереса ученых к памятникам такого вида . Первый связан с именем одного из основателей филологической школы в русском литературоведении - Алексея Александровича Шахматова (1864 -1920). Этот ученый заложил основы текстологии как науки и провел текстологическое изучение летописей. Второй период начинается с работ М. Д. Приселкова («История русского летописания XI - XV вв.» - Л., 1940) и Д. С. Лихачева («Русские летописи и их культурно - историческое значение» - М.-Л., 1947).

Считаю необходимым обратить ваше внимание на те приемы текстологического изучения летописи, которые были разработаны А. А. Шахматовым и до сего времени остаются в арсенале филологической науки:

•  он сначала изучал тексты и их взаимоотношения, устанавливал их происхождение, а затем издавал (до него в науке было принято сначала издавать, а затем изучать древний текст);

•  он создавал научные реконструкции текстов как иллюстрации к своим выводам (предшественники Шахматова на основе лучших чтений в подлинных текстах создавали так называемые «сводные тексты» или реконструкции и к ним подтягивали свои гипотезы);

•  текст во всех его исторических изменениях был для Шахматова единым целым, и он полагал, что и меняется он как целое;

•  текст для него никогда не был замкнут в самом себе, он изучал тексты в составе сборников, в составе архивов, в составе движения литературы, за текстом стремился увидеть всю письменную культуру народа;

•  он стремился не только констатировать движение текста, но и объяснить это движение, он считал, что для определения факта необходимо его понимание;

•  объяснение движения текста искал вне текста (в создателях, в их воззрениях на мир, в способах работы, и только тогда, когда не было возможности найти в движении текста сознательной деятельности его создателя, Шахматов объяснял изменения текста ошибками переписчиков, случайными утратами и т.п.).

На рубеже XIX - XX вв. А. А. Шахматов создает особый метод изучения летописей, получивший название историко-критического. На его основе создан в 1908 г . труд, подводящий итоги многочисленных исследований ученого по древнейшему летописанию - «Разыскания о древнейших русских летописных сводах», являющийся своеобразной историей Киевской Руси. В работе история текста «Повести временных лет» сопровождается историческим анализом, объясняющим причины тех или иных изменений в летописи. Самое интересное в его методике то, что ученый не делил филологические науки на основные и вспомогательные, считая, что обобщения следует строить только на основе первоисточников.

Столь пространный методический пассаж предпринят для того, чтобы убедить вас, начинающих филологов, никогда не ограничиваться знакомством с кратким изложением произведения, с его хрестоматийными версиями, а обращаться к научным изданиям первоисточников, всегда прочитывать текст «от корки до корки» как целостное единство.

На протяжении ХХ века в отечественном литературоведении выводы и наблюдения А. А. Шахматова уточнялись, дополнялись, разделялись не одним поколением ученых, но и сегодня нельзя сказать, что о летописи науке известно всё. Так Д. С. Лихачевым были намечены пути дополнительных разысканий возникновения жанра летописи, он считал, что очень много ученому может дать исследование обстоятельств, при которых возникла та или иная летопись: «Некоторые летописи возникли в связи с воскняжением того или иного князя, другие - в связи с учреждением епископства или архиепископства, третьи - в связи с присоединением какого-либо княжества или области, четвертые - в связи с построением соборных храмов и т. д. Все это наводит на мысль, что составление летописных сводов было моментом историко-юридическим; летописный свод, рассказывая о прошлом, закреплял какой-то важный этап настоящего: Для истории самого жанра летописи очень важно точно выяснить, при каких обстоятельствах обращались к летописям, определить функции этого жанра» (Лихачев Д. С Исследования по древнерусской литературе.- С. 65).

Русское летописание началось в первой половине XI в. в Киеве и в Новгороде. Над составлением летописей трудились по преимуществу официальные лица: служащие княжеские и владычнии, уставщики, псковские посадники, позднее - дьяки. Известно, что от ведения летописи можно было отстранить, и это воспринималось как наказание; летописи никогда не показывались иноземцам - почему? На эти и другие вопросы, связанные с тайной жанра, вряд ли когда будет получен однозначный ответ.

Но многие черты летописи исследованы достаточно подробно, и их усвоение не должно вызвать у вас никаких профессиональных затруднений. Прежде всего это касается вопросов летописного стиля и форм летописного повествования. Позвольте напомнить вам два довольно известных определения стиля: «Стиль - это человек»(Ж. Бюффон); «Стиль может быть определен так: соответствующие слова в соответственном месте» (Дж. Свифт). В литературоведении под стилем обычно понимается неповторимость творческого почерка, основанная на устойчивом комплексе формально-художественных свойств. Но известные вам определения стиля нельзя применить к ДРЛ, поскольку древнерусские жанры в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени: «Мы можем говорить о единстве стиля праздничного слова, панегирического жития, летописи, хронографа и пр.» (Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. -М., 1979. - С.70).

На чем же базируется единство летописного стиля ?

Прежде всего, как отмечается в ряде работ И. П. Еремина, на стиле эпохи , т.е. общих тенденциях в мировоззрении, литературе, искусстве, нормах общественного поведения (см. подробнее: Еремин И. П. Литература древней Руси. (Этюды и характеристики). - М.-Л., 1966). Это понятие конкретизировано Д. С. Лихачевым при помощи термина литературный этикет , выражающего преломление в литературном творчестве стиля эпохи. «Литературный этикет и выработанные им литературные каноны - наиболее типичная средневековая условно-нормативная связь содержания с формой» (Лихачев Д. С. Поэтика древней русской литературы», Изд. 3- М., 1979.-С. 80 - 81).

(Предваряя Вашу самостоятельную работу с данным источником, создадим путеводитель по указанному разделу монографии.

1. Феодализм создал развитую обрядность: церковную и светскую. Взаимоотношения людей между собой и их отношения к богу подчинялись этикету, традиции, обычаю, церемониалу (этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения; церемониал, принятый при царском, княжеском дворе).

2. Из общественной жизни склонность к этикету проникает в искусство.

3.В литературе предмет, о котором идет речь, требует для своего изображения тех или иных трафаретных формул и языка..

4. Употребление церковнославянского языка явно подчинялось в средние века этикету, церковные сюжеты требовали церковного языка, светские - русского.

5.Определенные выражения и определенный стиль изложения подбираются к соответствующим ситуациям, эти ситуации создаются писателями именно такими, какие необходимы по этикетным требованиям.

6. Этикет требует определенной «воспитанности».

7. Поведение идеальных героев подчиняется нормам, взятым из реальных обычаев, поведение злодеев - этикету ситуации.

8. Из произведения в произведение переносилось то, что имело отношение к этикету: речи, которые должны быть произнесены в данной ситуации, поступки, которые должны были быть совершены при данных обстоятельствах.

9. Средневековый писатель ищет прецедентов в прошлом, озабочен образцами, формулами, аналогиями, подбирает цитаты, подчиняет события, поступки, думы, чувства и речи действующих лиц и свой собственный язык заранее установленному «чину».

10. Перед нами творчество, в котором писатель стремится выразить свои представления о должном и приличествующем, не столько изобретая новое, сколько комбинируя старое).

Летописный стиль, который соответствовал литературному этикету 11 - 13 вв., получил название стиль монументального историзма. Наряду с эпическим стилем летописи он подробно описан в учебнике под ред Д. С. Лихачева. Основой этого стиля авторы считают стремление древнерусского книжника судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, отсюда - стремление показывать только самое крупное и значительное, с больших пространственных и временных дистанций. «Это стиль, в пределах которого всё наиболее значительное и красивое представляется монументальным, величественным, воспринимается как бы с высоты птичьего полета:. Историзм монументального стиля выражался в особом пристрастии к исторической теме: Книжники пытались всякое историческое событие или действующее лицо связать с другими, столь же историческими:» (1980. с. 79).

Рассмотрим с этих позиций некрологическую характеристику князя Владимира: «В год 6523 (1015). ... То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же: Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её. Мы же, став христианами, не воздаем ему почестей, равных его делу. Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы ещё пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли... Нам ведь следует молить за него бога, так как через него познали мы бога.» (ПЛДР. Вып. 1, - С. 147). В характеристике названа главная историческая заслуга Владимира - крещение Руси, определен исторический смысл этого события, оно вписано во всемирную историю через параллели Владимир - Константин, Киевская Русь - Византия.

Содержание летописи как жанра составляет преимущественно политическая история страны. Цель летописи - рассказать потомкам о прошлом, об исторических событиях своего времени, на примерах показать, как надо и как не надо поступать. В достижении поставленной цели велика роль летописца - составителя летописи, стремившегося писать правду («несладостное» и «неуласканное»). Он создает свод, компиляцию, то есть обращается к разнородным источникам информации о прошлом и настоящем, перерабатывает текст своего предшественника, дополняя его. Это позволяет назвать летопись универсальным, объединяющим жанром, включающим в себя огромный объем информации, написанной в разножанровой и разностилевой манере, который сцементирован годовой сеткой (расположением материала по годам), что принципиально отличает русскую летопись от византийских хроник.

Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова. Начинающему филологу следует на первых порах научиться отличать два типа повествования: собственно погодные записи и летописные рассказы.

Погодная запись - древнейшая форма повествования. Она вводится в текст формулой «В лето:» (В год:): « В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам»; « В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек ему имя Владимир» (обратите внимание на специфическую хронологию - счет лет велся не от Рождества Христова, а от сотворения мира, разрыв между этими вехами христианской истории - 5508 лет). И. П. Еремин сделал вывод: «Сфера погодных известий - единичные факты, интересные с точки зрения летописца и заслуживающие упоминания, но не требующие подробного изложения» (с. 55). К числу таких фактов (сообщений о событиях ) относятся рождения и смерти князей и церковных иерархов, основания церквей, стихийные бедствия, солнечные затмения, появления комет.

Летописные рассказы предлагают описания событий . Они строго фактографичны и насыщены конкретными деталями, воспроизводят логику события, диалоги действующих лиц. Их стилистика напоминает именно рассказ очевидца: «В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: «Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас хоромы наши рубить!» Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что «завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами ударим на него». Наступили уже заморозки. Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиною своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на рассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли против неприятелей, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и не могли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру, и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу двадцать восемь лет» (ПЛДР. Вып. 1., - С. 157)

В приведенном примере видим все вышеперечисленные черты летописного рассказа.

Летописные рассказы, в свою очередь, подразделяются специалистами на два подтипа в зависимости от того, современны ли события летописцу или речь идет о происшедшем задолго до написания летописи (т.е. источник информации устно-поэтического происхождения, такие рассказы отличаются сюжетной занимательностью, поражают воображение необыкновенной силой героев, их мудростью или хитростью). И. П. Еремин предлагает в последних выделять ещё два типа: княжеско-дружинного происхождения и народного. Сравнив летописную биографию князя Олега (погодные записи с 852 по 912 гг.) и рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г .) мы убедимся в том, что события в них рассматриваются с разных точек зрения.

Закреплению знания особенностей летописного стиля и форм летописного повествования служит практическое занятие © 1, в заданиях которого предусмотрена самостоятельная работа с текстом «Повести временных лет» - так называется в науке летописный свод, созданный в начале 12 века, самый древний из дошедших до нашего времени, к нему так или иначе восходят все последующие русские летописи.

Чтобы понять феномен ПВЛ, следует ознакомиться с гипотезами об её формировании.

 

Вопрос 2. История ранних русских летописных сводов

В филологической науке изучение летописания раннего периода представляет значительные трудности, поскольку древнейшие из дошедших до нашего времени летописных сводов датируются 13 - концом 14 в.(так летопись Ипатьевская - общерусский летописный свод южной редакции конца 13- нач. 14 в.- дошла в списке 15 в.; летопись Лаврентьевская переписана в 1377 г .). Трудами А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова и Д. С. Лихачева создана гипотеза о начальном этапе русского летописания (гипотеза - выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений научное предположение, научная достоверность которого ещё не доказана опытным путем). Сейчас она вошла в академическую историю русской литературы и в вузовские учебники по истории древней русской литературы.

Согласно данной гипотезе, летописание возникает во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав. Древнейшие события отечественной истории восстанавливались по самым разнообразным устным и письменным источникам. История Руси соотносилась с мировой историей.

Рассмотрим схемы формирования древнейшего летописания по упомянутым гипотезам.

Гипотеза А. А. Шахматова

Схема © 1

Схема © 1 составлена на основе работ А. А. Шахматова «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» - СПб., 1908; «Повесть временных лет», Т. 1. Вводная часть. Текст. Примечания. - Пг., 1916; и «Киевский начальный свод 1095 г .»- в кн. Шахматов А. А. Сборник статей и материалов. - М. -Л., 1947. - С. 117 - 160.

Гипотеза Шахматова была уточнена, а в некоторых положениях и оспорена академиком В. М. Истриным, который считал, что новгородские летописцы сократили текст ПВЛ, следовательно, новгородские летописи не предшествуют ПВЛ, а восходят к ней

Гипотеза В. М. Истрина

Схема © 2

 

Хроника Георгия Амартола

 

Хронограф

по великому изложению 1039 г .

 

Повесть временных лет

Первая редакция 1054 г .

 

Повесть временных лет.

Редакция Нестора 1113 г .

 

Схема 2 составлена на основе работы Истрина В. М. Замечания о начале русского летописания: По поводу исследований А. А. Шахматова в области русской летописи. -ИОРЯС за 1921, 1923, т. 23. - С. 45 - 102; за 1922, 1924, т. 24. - с. 207 - 251. Обратите внимание на аббревиатуру ИОРЯС -так сокращенно обозначается периодическое издание - Известия Отделения языка и словесности Академии наук, выходившее в Санкт-Петербурге-Петрограде-Ленинграде с 1896 по 1927 гг.; всего вышло 32 тома.

Дальнейшие уточнения гипотезы А. А. Шахматова были сделаны Д. С. Лихачевым /а в основных чертах она разделялась многими последователями А. А. Шахматова, например, М. Д. Приселковым, Л. В. Черепниным, А. Н. Насоновым, Я. С. Лурье и др. - об этом можно прочитать в учебнике В. В. Кускова/. В аргументации Д. С. Лихачева обратим особое внимание на связь первого русского оригинального жанра с формированием национального самосознания.

Гипотеза Д. С. Лихачева

Схема © 3

Сказания о распространении

христианства на Руси -30 - 40-е гг. XI в.

 

Первый Киево-Печерский свод

Никона Великого 1073 г .

 

Второй Киево-Печерский свод 1095 г .

 

Повесть временных лет.

Редакция Нестора. 1113 г .

 

Повесть временных лет.

Редакция Сильвестра.1116 г.

 

Повесть временных лет.

Третья редакция. 1118 г .

 

Схема © 3 составлена на основе работы Д. С. Лихачева «Русские летописи и их культурно-историческое значение» -М.-Л., 1947

Гипотезы филологов значительно расходятся с гипотезой историка академика Б. А. Рыбакова, который полагает, что краткие погодные записи стали вестись в Киеве с 867 г . при князе Аскольде. Около 996 - 997 гг. при Десятинной церкви был создан «Первый Киевский летописный свод».

 

Гипотеза Б. А. Рыбакова

Схема © 4

 

 

Схема © 4 составлена на основе работы Рыбакова Б. А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. - М., 1963. - С. 215 - 300 .

Примечание: в методике преподавания ДРЛ в вузе использование данных схем отработано проф. МГУ В. А. Грихиным.

Знакомство с гипотезами позволило Вам закрепить представление о том, что древнейшая из дошедших до нас летописей - «Повесть временных лет» - это произведение многих книжников-летописцев, в котором удивительно тонко выдержано художественное единство ансамбля, содержательно представляющего русскую историческую энциклопедию. Обратите внимание, что в учебнике под ред Д. С. Лихачева летописание рассматривается в главах 1-4 в соответствии с жанрово-хронологическим принципом изложения материала.

 

На самостоятельное изучение : областное летописание

 

Задания:познакомиться со средневековой географической картой, соотнести с нею и с современными картами границы Киевской Руси и ее княжеств. Изучив указанную статью О.В. Творогова, создать собственные комментарии к имеющейся в учебнике В.В. Кускова и Н.И. Прокофьева «Краткой поколенной росписи князей ( IX - середина XIII вв.).

Терминологический минимум : летописный свод, годовая сетка, легенда, фольклорное предание.

Дополнительная литература :

•  Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. -М., 1988. -С. 170 - 178.

•  Творогов О. В. Рюриковичи. // РЛ, 1990. - ©2. -С. 155 - 158.