Вопросы и задания к теме: " Содержание и порядок разработки разделов бизнес-плана"
(все вопросы и задания составлены для бизнес-проекта по созданию завода по производству холодильников и стиральных машин)
Разделы бизнес-плана "Общая характеристика предприятия" и "Анализ рынка сбыта и конкурентов"
1. Составьте общую характеристику продукции (холодильников и стиральных машин) по проекту создания завода по производству холодильников и стиральных машин.
2. Определите методы, которые можно использовать при анализе конкурентов по проекту создания завода по производству холодильников и стиральных машин.
Раздел бизнес-плана "Производственный план"
1. Определите факторы, которые необходимо учесть при разработке производственного плана проекта по производству холодильников и стиральных машин.
2. Составьте систему показателей качества холодильников и стиральных машин. Определите основные принципы и методы организации системы обеспечения качества холодильников и стиральных машин.
3 . Выявите требования, которые предъявляются к организации обеспечения производства холодильников и стиральных машин основными фондами и оборотными средствами?
Раздел бизнес-плана "Маркетинговый план"
1. Допустим, что завод по производству холодильников и стиральных машин, создаваемый по проекту, столкнется на рынке массового товара с ситуацией, когда вторичный спрос стабилизировался, а первичный спрос насыщен, хотя и не полностью удовлетворен. В ближайшее время не стоит ожидать быстрого развития новых рынков. Какую стратегию маркетинга и почему должен выбрать завод, если он действует на рынках первичного и вторичного спроса:
экстенсивное развитие;
интенсивное развитие;
усиление конкурентоспособности;
создание круга надежных клиентов?
2. Какие инструменты рыночного воздействия (выберите из предложенных ниже) должна включать система маркетинга, разрабатываемая на предприятии:
клиентура;
прогнозирование;
каналы сбыта;
полезность товара;
товар;
цена;
производство;
реклама;
мотивация потребителя;
информация.
3. Выберите пять основных стадий (постройте логическую схему) осуществления коммерческой рекламы по бизнес-плану проекту создания завода по производству холодильников и стиральных машин:
определение торговых посредников;
улучшение имиджа фирмы;
определение основных задач фирмы;
контроль за эффективностью рекламной компании;
развертывание рекламной компании;
рыночные испытания рекламных средств;
маркетинг рынка;
планирование рекламной компании;
изучение потребительских привычек;
стимулирование сбыта;
составление бюджета рекламной компании;
выбор носителей рекламы.
4. Определите четыре наиболее важные цели рекламы завода по производству холодильников и стиральных машин и направленность этих целей.
5. Составьте программу продвижения продукции завода по производству холодильников и стиральных машин на рынок: цели, задачи, принципы, методы, последовательность.
Раздел бизнес-плана "Оценка и страхование риска"
1. При исследовании стадии функционирования бизнес-проекта по созданию завода по производству холодильников и стиральных машин выявлены следующие простые риски:
неустойчивость спроса;
появление альтернативного продукта;
снижение цен конкурентами;
увеличение производства у конкурентов;
рост налогов;
недостаток оборотных средств.
Поставьте в соответствие каждому риску один из факторов, отрицательно влияющих на прибыль.
А. Увеличение кредитов.
Б. Падение продаж.
В. Падение спроса с ростом цен.
Г. Снижение спроса.
Д. Снижение цены.
Е. Уменьшение чистой прибыли.
2 . Эксперты при разработке бизнес-проекта по созданию завода по производству холодильников и стиральных машин определили следующие показатели прибыли в зависимости от ситуации на рынке:
Ситуация 1: холодильники - 48 млн. руб.; морозильные камеры - 89 млн. руб.; стиральные машины - 72 млн. руб.
Ситуация 2: холодильники - 67 млн. руб.; морозильные камеры - 24 млн. руб.; стиральные машины - 49 млн. руб.
Ситуация 3: холодильники - 52 млн. руб.; морозильные камеры - 46 млн. руб.; стиральные машины - 76 млн. руб.
Если эксперты уверены, что спрос на все товары будет возрастать, а его структура останется неизменной, то какую стратегию следует избрать и почему?
Если существует риск (эксперты считают наиболее вероятной реализацию ситуаций: ситуация 1 - 40%; ситуация 2 - 35%; ситуация 3 - 25%), то какую стратегию следует считать оптимальной?
Допустим, что условия реализации товаров будут неблагоприятными. Какую стратегию вы могли бы предложить?
3. Определите виды рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации бизнес-проекта по созданию завода по производству холодильников и стиральных машин. Для ответа воспользуйтесь таблицей 3.1:
Таблица 3.1
Характеристика рисков по бизнес-проекту по созданию завода по производству холодильников и стиральных машин
Виды рисков |
Причины возникновения |
Возможные последствия для проекта |
Меры по снижению уровня риска |
Финансовые риски |
|
|
|
Маркетинговые риски |
|
|
|
Технологические риски |
|
|
|
Риски участников проекта |
|
|
|
Политические риск и |
|
|
|
Юридические риски |
|
|
|
Строительные риски |
|
|
|
Другие риски |
|
|
|
Раздел бизнес-плана "Финансовый план и стратегия финансирования.
Анализ чувствительности и критерии эффективности"
1. Фирма рассматривает инвестиционный проект, связанный с выпуском стиральных машин. Полученные в результате опроса экспертов данные по проекту приведены в табл. 1.1. Определите точку безубыточности.
Таблица 1.1
Исходные данные по проекту производства стиральных машин
Показатели |
Значения |
Объем выпуска, шт. |
800 |
Цена за штуку, долл. |
200 |
Переменные затраты на ед., долл. |
120 |
Постоянные затраты, долл. |
2000 |
Амортизация, долл. |
400 |
2. Определите величину интегрального эффекта (чистого дисконтированного дохода) и индекс доходности инвестиционного проекта созданию завода по производству холодильников и стиральных машин по следующим данным:
1. Чистая прибыль, тыс. руб. 1-й год - 800; 2-й - 2100; 3-й - 3500; 4-й - 3500;
2. Амортизация, тыс. руб. 1-й год - 200; 2-й - 400; 3-й - 400; 4-й - 400;
3. Капиталовложения, тыс. руб. 1-й год - 5000; 2-й - 1000;
4. Нормы дисконта, доли ед. 1-й год - 0,2; 2-й - 0,2; 3-й - 0,2; 4-й -0,2;
3. Объем инвестиционных возможностей компании ограничен 90 000 долл. США. Есть возможность выбора из следующих шести проектов. (табл. 3.1.)
Таблица 3.1.
Характеристика бизнес-проектов
Проект |
Размер инвестиций, долл. США |
Внутренняя норма доходности (IIR), % |
Чистый приведенный доход ( NPV ), долл. США |
А |
30 000 |
13,6 |
2822 |
Б |
20 000 |
19,4 |
2562 |
В |
50 000 |
12,5 |
3214 |
С |
10 000 |
21,9 |
2679 |
Д |
20 000 |
15,0 |
909 |
Е |
40 000 |
15,6 |
4509 |
Предполагаемая цена капитала 10%.
Сформируйте оптимальный портфель по критериям: а) чистый приведенный доход ( NPV ), б) внутренняя норма доходности ( IIR ), в) индекс доходности ( PI ).
4. Фирма рассматривает инвестиционный проект, связанный с выпуском стиральной машины. Полученные в результате опроса экспертов данные по проекту приведены в табл. 4.1. Проведите анализ чувствительности чистого приведенного дохода ( NPV ) к изменениям ключевых исходных показателей (цены, объемы выпуска, величина общих издержек, величина переменных издержек)
Таблица 4.1
Исходные данные по проекту производства стиральных машин
Показатели |
Диапазон изменений |
Наиболее вероятное значение |
Объем выпуска, шт. |
600-1200 |
800 |
Цена за штуку, долл. |
140-220 |
200 |
Переменные затраты на ед., долл. |
100-160 |
120 |
Постоянные затраты, долл. |
2000 |
2000 |
Амортизация, долл. |
400 |
400 |
Налог на прибыль, % |
50% |
50% |
Норма дисконта, % |
8%-15% |
10% |
Срок проекта, лет |
5-7 |
5 |
Остаточная стоимость, долл. |
800 |
800 |
Начальные инвестиции, долл. |
8000 |
8000 |
5. Фирма рассматривает инвестиционный проект, первоначальные затраты по которому составят 100000 долл. Ожидаемые чистые поступления от реализации проекта равны 50000, 60000 и 40000 долл. Произведите оценку проекта, если в результате опроса экспертов были получены следующие значения коэффициента достоверности: 0,90 0,85 и 0,6 соответственно. Ставка по безрисковой операции определена равной 8%.
Раздел бизнес-плана "Организационный план"
1. Составьте схему организационной структуры завода по производству холодильников и стиральных машин
2 . Определите организационно-правовую форму для завода по производству холодильников и стиральных машин. Обоснуйте ваш выбор. Укажите преимущества и недостатки выбранной организационно-правовой формы.
3. Определите основные квалификационные требования к персоналу завода по производству холодильников и стиральных машин.
4. Определите необходимую численность основных производственных рабочих, если известно, что в отчетном году трудоемкость производственной программы предприятия составила 1 778 000 нормо-часов. Предполагается, что в следующем году в связи с некоторыми усложнениями производства продукции ее общая трудоемкость должна увеличиться на 11%. Ожидается, что годовой фонд рабочего времени одного рабочего, который составлял в отчетном году 1785 нормо-часов, за счет сокращения внутрисменных простоев должен увеличиться приблизительно на 6%, а предполагаемое выполнение норм выработки каждым рабочим, составлявшее в отчетном году в среднем 112%, - на 5%.