5.1. Экономическая эффективность переработки продукции садоводства

Переработка продукции садоводства в садоводческих хозяйствах края. В переходный период в условиях неразвитости рынка в садоводческих хозяйствах Алтайского края получила развитие переработка сельхозпродукции. Формирование системы переработки и сбыта своей продукции в хозяйствах позволило за счёт излишков и сбыта создать разветвлённую производственную, рыночную и социальную инфраструктуру. Существующие мощности перерабатывающей промышленности края позволяют перерабатывать всё производимое плодово-ягодное сырьё. Однако её загруженность в настоящее время в среднем по краю не превышает 30%. Кроме того, значительная часть вырабатываемой продукции по различным причинам не всегда может выдержать конкуренцию с поступающими из других регионов аналогами и востребована потребителем. Оценить динамику производства консервированной продукции садоводства в Алтайском крае можно по данным таблицы 27. За 2003 г по сравнению с предыдущим годом в крае сократилось производство плодово-ягодных консервов на 5%, в том числе компотов на 66%, варенья на 18%, соков фруктовых на 53%. Зато отмечен рост выпуска повидла в 1,7 раза. На 16% увеличился выпуск плодоовощных консервов. В четыре раза сократился выпуск быстрозамороженной плодоовощной продукции.

По состоянию на 2003 г в производстве плодово-ягодных консервов 81% выпускаемой продукции приходилось на промышленные производства при сельскохозяйственных предприятиях. В выпуске плодоовощных консервов приоритет принадлежит промышленным производствам при сельскохозяйственных предприятиях и малым промышленным предприятиям (42% и 48 % выпускаемой продукции соответственно).

Таким образом, переработка продукции садоводства сосредоточена в крупных садоводческих предприятиях, имеющих возможность: эффективно заниматься агробизнесом; производить продукцию по интенсивному типу с использованием современных достижений науки; развивать предприятие по вертикальной интеграции с собственной торговлей товарной продукцией; при необходимости расширения производства окультуривать земли, не используемые соседними хозяйствами. Кроме того, в крае созданы и успешно работают такие плодоперерабатывающие предприятия, как ЗАО <Алтайвитамины> (г. Бийск), ООО <Юнифарм> (г. Барнаул).

Базы хранения и переработки имеют такие садоводческие хозяйства, как ЗАО <Мичуринец>, СПК <Айский>, ОАО <Янтарное>, СПК <Ягодный>, НИИСС им. М.А. Лисавенко. В цехе ОАО <Янтарное> организован розлив натуральных соков и плодово-ягодных вин.

Таблица 27

Динамика производства консервированной плодово-ягодной продукции (по данным департамента пищевой и перерабатывающей промышленности администрации края)

Тип предприятия

Фактически за

Темп производства, %

2003 г

2002 г

1

2

3

4

Консервы плодовые и ягодные (фруктовые), туб.

1

594,00

627,00

95

3

108,00

97,00

111

4

486,00

530,00

92

в том числе компоты, туб

1

1,00

3,00

33

4

1,00

3,00

33

повидло, туб

1

332,00

195,00

170

3

61,00

28,00

218

4

271,00

167,00

162

варенье, туб

1

55,00

67,00

82

3

5,00

-

-

4

50,00

67,00

75

соки фруктовые, туб

1

157,00

337,00

47

3

40,00

69,00

58

4

117,00

268,00

44

яблочный, туб

1

29,00

47,00

62

3

17,00

26,00

65

4

12,00

21,00

57

из общего количества фруктовых соков в стеклянной таре ёмкостью свыше 1 л, туб

1

134,00

274,00

49

3

20,00

11,00

182

4

114,00

263,00

43

 

1

2

3

4

прочие фруктовые консервы, туб

1

49,00

25,00

196

3

2,00

-

-

4

47,00

25,00

188

Плодоовощные консервы, туб

1

3786,23

3263,96

116

2

4,50

-

-

3

108,00

104,00

104

4

1619,40

1364,26

119

5

1839,33

1795,70

102

6

215,00

-

-

7

-

1452,00

-

В стеклянной таре, туб

1

3090,60

1206,40

256

2

4,50

-

-

3

45,00

23,00

196

4

1431,60

1183,40

121

5

1609,50

-

-

Овощи сушёные, т

1

1,20

11,00

11

5

1,20

11,00

11

Быстрозамороженная плодоовощная продукция (товарный выпуск), т

1

52,50

184,50

28

5

52,50

184,50

28

Свежемороженые плоды и ягоды, т

1

52,50

184,50

28

5

52,50

184,50

28

Тип предприятия: 1 - всего по краю; 2 - крупные и средние предприятия промышленности; 3 - промышленные производства при непромышленных предприятиях; 4 - промышленные производства при с.-х. предприятиях; 5 - малые промышленные предприятия; 6 - индивидуальные предприниматели; 7 - фермерские хозяйства

 

 

ЗАО <Мичуринец> специализируется на выпуске натуральных соков, джемов, повидла, а также разрабатывается документация по производству детского питания. Предприятие выпускало в 2004 г 30 видов плодоовощной продукции, в том числе:

- соки яблочный (состав: сок яблочный - 94,5%, сахар - 5,5%), грушевый (сок грушевый - 94,5%, сахар - 5,5%), сок облепиховый (сок облепиховый - 94,5%, сахар - 5,5%), сок черноплоднорябиновый (сок черноплоднорябиновый - 94,3%, сахар - 5,7%) - 850 туб. Разлив сока осуществлялся в стеклобанку 3 л (сок облепиховый - 1 л);

- варенье земляничное (состав: ягоды земляники - 45%, сахарный сироп - 55%) - 7,6 туб, черносмородиновое (ягоды чёрной смородины - 45%, сахарный сироп - 55%) - 15,2 туб, <Жимолость> - 2,2 туб, черноплоднорябиновое - 154,7 туб;

- джем вишнёвый (ягоды вишни - 55%, сахарный сироп - 45%) - 6,2 туб, малиновый (ягоды малины - 55%, сахарный сироп - 45%) - 93,8 туб.

Кроме того, предприятие выпускает до 500 туб повидла , 2,8 туб облепихи протёртой, в ассортименте есть яблочный компот, напиток яблочно-рябиновый, яблоки протёртые с сахаром и пр. Объём выпуска консервированной продукции в 2003 г составил 5,1 млн. руб., что выше уровня предыдущего года на 10,9%. Выпуск консервированной продукции ЗАО <Мичуринец> представлен в приложении 9.

Кроме фруктово-ягодных консервов, ЗАО <Мичуринец> производит продукцию животноводства, объём производства в денежном выражении за 2003 г составил: молока - 9,9 млн. руб., мяса - 7,4 млн. руб., что превышает уровень предыдущего года на 13,8 и 15,6% соответственно.

Общий объём выпуска продукции за последние 3 года в сопоставимых ценах составил 2,25; 2,31; 2,47 млн. руб. соответственно. Темпы роста составили 12,5; 2,7; 6,9% соответственно.

ОПХ <Барнаульское> провело реконструкцию цеха под производство плодово-ягодных консервов и заморозки плодов в свежем виде с учётом современных требований. Мы рассмотрим работу ОПХ <Барнаульское> на примере переработки яблок.

Высокое качество сортов яблок Алтая позволяет использовать их для переработки и получать высококачественные консервы. По оценке дегустационной комиссии для переработки на компоты лучше подходит сорт Феникс Алтайский - 4,5 балла, для производства яблочного сока - Феникс Алтайский - 4,2 балла, Горноалтайское и Алтайское Пурпуровое - 4,1 балла [126]. Сорта универсального назначения (Красная Горка, Подарок Садоводам, Сувенир Алтая, Алтайское Зимнее, Алтынай, Юнга, Неженка, Лебединая Песня) пригодны для потребления в свежем виде, для выработки натуральных соков, компотов, повидла, для виноделия.

Для производства 1 т продукции требуется: для повидла яблочного 1658 кг яблочного сырья (выход пюре 60,3%), сока натурального- 1695 кг, компота яблочного - 845 кг.

В прямые затраты по переработке яблок входят: расходы на сырье, основные и вспомогательные материалы; тару и тарные материалы; стоимость топлива и электроэнергии, используемой на технологические нужды; заработная плата работающих и отчисления на социальные нужды; затраты на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования; прочие прямые затраты. К накладным расходам относят цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы (прил.7 табл. 2).

Основные затраты приходятся на основные материалы (15,4 - 57%). В связи с небольшим объёмом выпуска продукции в общем объёме производства ОПХ <Барнаульское> наблюдается высокий уровень накладных расходов (от 26,1 до 36%). Удорожанию продукции способствует упаковка (стеклянная банка, крышка, этикетка), её удельный вес в общем объёме затрат колеблется от 13 до 38,8%.

Наибольший уровень рентабельности наблюдается при производстве яблочного пюре (24,0%). Малорентабельно производство повидла (3,1%). Высокий уровень накладных расходов и невысокая отпускная цена привели к тому, что производство яблочного сока стало нерентабельным (табл. 28).

Таблица 28

Экономическая эффективность производства яблочных консервов

(на примере ОПХ <Барнаульское> в среднем за 1999-2001 гг.)

Показатели

Пюре

Сок

Повидло

Сок яблочный концентри-рованный

Яблоки протёртые с сахаром

Ед. изм.

кг

0,5л

кг

кг

0,5л

Выход продукции

108519,8

1182,0

8676,2

8600,0

965,0

Себестоимость реализованной продукции, руб.

875455,3

13353,6

133258,8

63198,7

10088,0

Стоимость реализованной продукции, руб.

1085198,0

1182,0

137344,0

71630,0

12063,0

Прибыль (убыток), руб.

209742,7

-1533,0

4085,2

8431,2

1975,1

Уровень рентабельности, %

24,0

-

3,1

13,3

19,5

В среднем по производству наблюдается невысокий уровень рентабельности производства яблочных консервов, что вызвано в частности невысоким объёмом переработки в общей структуре производства. В 2001 г общая рентабельность производства составила 86%, в 2002 г она понизилась до 35%. По итогам 2002 г рентабельной осталась только переработка плодов облепихи. Было выработано 990 кг облепихи протёртой и 886 л сока облепихового. Себестоимость единицы продукции составила 11,92 и 7,59 руб. соответственно при цене реализации 20,83 и 15,0 руб. Таким образом, уровень рентабельности составил 75 и 98% соответственно.

В 2004 г цех по производству плодово-ягодных консервов был арендован ООО <Алтайагровитсад>. За период с августа по ноябрь 2004 г предприятием производилось четыре вида консервированной продукции:

1. Малиновый джем (состав: ягоды малины, сахар) - 2,10 туб.

2. Черносмородиновый джем (ягоды черной смородины, сахар) - 1,72 туб.

3. Яблочное повидло (пюре яблочное, сахар) - 546 условных банок.

4. Сок тыквенно-облепихово-виноградный - 250,57 туб.

Кроме того, хозяйство с августа по сентябрь 2004 г ООО <Алтайагровитсад> произвело 206 тыс. л сока облепихового, 53,22 туб сока черноплоднорябинового, 1,48 т концентрата облепихового масла, отправленного на <Алтайвитамины>.

Прибыль от реализации джемов и соков при отпускной цене 23 руб. составила 2,989 млн. руб. Уровень рентабельности производства джемов составляет 60,2%. В следующем году предприятие планирует выпустить 493,75 туб джемов и 2365,71 туб тыквенно-облепихово-виноградного сока. При отпускной цене 45 руб. уровень рентабельности сока составит 125%.

Организация рынка и интеграционные процессы в крае.

Деятельность садоводческих предприятий в процессе производства проходит следующие основные этапы: производство продукции и продажа продукции с приобретением нужных компонентов для производства.

Процесс по превращению ресурсов природы (земли) в товарную массу (плоды и ягоды) основан на знании и использовании законов и сил природы. Здесь производство полностью зависит от естественных законов, действующих в окружающей материальной среде, и подчинено им. Организация производства человеком обусловлена его потребностями и образом жизни. Следовательно, производство подчинено непосредственно человеку и законам, регулирующим его жизнедеятельность (законам общественного развития). Так, в сфере материального производства действуют два вида законов: естественные законы природы и законы общественного развития, формируя правила развития производства и отношения людей в области экономики. Производство - ключевое звено общественного развития, является основой всех структур.

Производство товаров и обмен товарами дополняют друг друга и поддерживают функционирование сложного производственного комплекса предприятия. При этом производство продукции выступает в качестве средства достижения целей и задач предприятия, обмен - путь данным целям. Товарообмен между отдельными производителями товаров - основной метод развития современной экономики, построенный на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства.

Предприятие связано с рынком со стороны производства и сбыта собственной продукции, а также со стороны материально-технического обеспечения производства сырьём, материалами и пр. К понятию <рынок> относятся способ, место и средства товарообмена. Формы рынка весьма разнообразны: оптовые и розничные, внутренние и внешние, которые в свою очередь делятся по предметному и отраслевому признакам. Различают рынки продаж и закупок. Успех предприятия во многом зависит от рынка закупок, так как предприятия не только поставляют на рынок свою продукцию, но и сами являются потребителями товарной массы.

Важнейшими характеристиками рынка являются: ёмкость, морфологическая структура, стабильность, динамика. Ёмкость рынка характеризует объём платёжеспособного спроса потребителей, определяемый в натуральном и стоимостном выражении. Морфологическая структура складывается как соотношение между поставщиками и потребителями товарной массы. Стабильность определяется наличием соответствия между спросом и предложением, равновыгодных условий для всех участников, информированности и прозрачности рынка и доступности всех его товаров. Как правило, такая стабильность может складываться лишь по отдельным товарам. Регулирование рыночных отношений достигается непрерывным балансированием спроса и предложения, стремлением к равновесию, достигаемое преодолением ситуаций перепроизводства и дефицита товарной массы. Динамика проявляется в виде тенденций - подъём, стагнация, сокращение объёма продаж.

Рыночный подъём создаёт для предприятий условия роста объёмов производства и продаж, что способствует снижению удельных расходов на единицу продукции и улучшает качество работы. Но ни одно предприятие не может достичь превосходства продукции по всем параметрам (качеству, ассортименту, цене). Поэтому в условиях рынка каждое предприятие стремиться найти и удержать своё место на конкурирующем рынке.

Рыночные отношения между поставщиками и потребителями товаров отражены в виде таблицы 29. В условиях монополии на электрическую энергию, железнодорожные перевозки российские монополисты РАО ЕЭС и МПС не заинтересованы в своих партнёров, отчего сами вынуждены зачастую сокращать объёмы работ и услуг. Это влечёт за собой очередной виток повышения тарифов. Без вмешательства государства этот процесс будет продолжаться бесконечно.

Таблица 29

Рыночные отношения между поставщиками и потребителями товаров

Поставщики

Потребители

Много малых

Немного средних

Один крупный

Много малых

Полное множество (полиполия)

Ограниченное множество (олигопсония)

Монополия потребителя (монопсония)

Немного средних

Частичное ограничение (олигополия)

Взаимное ограничение

Ограниченная монополия потребителя

Один крупный

Монополия поставщика

Ограниченная монополия поставщика

Взаимная монополия

 

На рынке горюче-смазочных материалов ситуация развивается по типу олигополии, когда есть немного средних компаний-поставщиков и множество потребителей. Здесь у сельскохозяйственных предприятий есть выбор при приобретении ГСМ у поставщиков, где цена ниже или выше качество продукции. Аналогичная ситуация сложилась на рынке минеральных удобрений и ядохимикатов. В удалённых от центра районах края хозяйства вынуждены поднимать цены на продукцию за счёт значительных транспортных расходов.

В дореформенный период рынок продовольствия формировался закупками сельскохозяйственной продукции, которые были основным механизмом перераспределения произведённого аграрного продукта. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий, либерализация цен разрушили прежний механизм - систему фондового снабжения средствами производства, обязательных поставок сельскохозяйственной продукции по фиксированным ценам и пр. Были приватизированы перерабатывающие предприятия, система Потребсоюза, занимающаяся ранее заготовкой сельскохозяйственной продукции.

На продовольственных рынках начали преобладать не денежные формы расчётов при реализации сельскохозяйственной продукции. Бартер, товарный кредит, давальчество, взаимозачёт обусловили трудности с реализацией, отсутствием наличных денег, налоговыми неплатежами и пр. Продолжает сохраняться изолированность региональных продовольственных рынков. Рост межрегиональных барьеров объясняется неразвитостью рыночной инфраструктуры, способствующей повышению транзакционных издержек, и высокие административные барьеры.

В развитых странах важным элементом рыночной инфраструктуры являются оптовые продовольственные рынки (ОПР) при мегаполисах. В России в 1992 г. были сделаны попытки в формировании организованных рынков сельскохозяйственной продукции. Оптовые рынки позволяют снизить число посредников с 3-4 до одного, а торговую наценку - со 100 до 30%, легализовать капиталы, обращающиеся на диком рынке продовольствия, обложить их налогами, контролировать качество скоропортящейся продукции. ОПР обычно ориентированы на продовольственное обеспечение 1 млн. жителей и требует примерно 50 га площади. К торгам допускаются только зарегистрированные оптовые продавцы и оптовые покупатели, а розничным отводятся определённые часы работы. Стоимость строительства одного рынка оценивается в 20 млн. долларов. Наибольшее развитие оптовые рынки получили в странах с мелким сельскохозяйственным производством (Испания, Франция, Япония), где покупателями являются в основном крупные перерабатывающие и оптовые предприятия или мелкие торговцы. В развитых странах основными каналами реализации являются прямые связи.

Для реализации плодово-ягодной продукции в Алтайском крае, когда хозяйствами населения (мелким производителем) производится 81% валового сбора семечковых, 98% - косточковых, 80% - ягодников от общего по краю, возможны оптовые рынки.

Оптовые продовольственные рынки в 1996 г уже действовали в Алтайском крае. Функции их сводятся к повышению эффективности распределения продукции в регионе, круглогодичному обеспечению населения продуктами питания, выходу товаропроизводителей на конкурентоспособный рынок, упрощению продвижения товаров к потребителю. Получила развитие ярмарочная торговля - система продовольственных сезонных ярмарок, на которых заключаются контракты на поставку продукции в текущем сельскохозяйственном сезоне.

Ситуация на плодово-ягодном продовольственном рынке развивается по типу олигопсонии (ограниченное множество). В данной ситуации производители плодово-ягодной продукции, конкурируя между собой, стараются продавать свою продукцию. Покупатели, как правило, выбирают более выгодных поставщиков, не очень щедро оплачивая их продукцию.

В перспективе совершенствование рынка плодово-ягодной продукции связано с интегрированными процессами от производителя до потребителя. Перерабатывающие предприятия овощеконсервной промышленности устанавливают долгосрочные контракты с сельскохозяйственными производителями. При этом от продуктовой контрактации переходят к производственной: вкладывают средства в развитие хозяйств-поставщиков, предоставляют кредиты, в том числе товарные.

Вертикально интегрируемые структуры могут решать проблемы сырьевой базы, переработки, сбыта и финансирования без администрирования, давления и ограничения рынка. Это позволит меньше зависеть от политической конъюнктуры, насыщать рынок продукцией без бюджетных ассигнований.

Экономическая целесообразность создания крупных интегрированных структур заключается в преимуществах объединения капитала в сфере технологии, маркетинга, рекламы, продвижения товара к потребителю, снижения внепроизводственных расходов. В связи с этим появляются различные организационные и правовые формы предприятий, основанные на объединении интересов разных участников.

Обычный путь интеграции различных структур начинается с удачной инициативы отдельных предпринимателей. В одиночку или объединившись на основе собственного и заёмного капитала, предприниматели интенсивно наращивают своё состояние, захватывают крупные секторы производства, торговли, финансового оборота и начинают подавлять конкурентов, скупая их предприятия и долю банковского капитала. Мировая экономика развивается по пути кооперации и интеграции. В условиях рыночной экономики наращивать сельскохозяйственное производство ускоренными темпами возможно только на основе развития кооперативно-интеграционных процессов. Сохранение мелкотоварного производства в условиях диспаритета цен, дефицита и дороговизны ресурсов, отсутствия отлаженной системы сотрудничества между структурными звеньями АПК способно усугубить положение аграрного сектора.

Интегрирование на основе договоров или путём создания объединений, ассоциаций, кооперативов свидетельствуют о том, что только структуры, имеющие в своём составе все звенья от производства сельскохозяйственной продукции до её реализации потребителям, более приспособлены к рыночным условиям. Интеграция означает восстановление, восполнение до относительно определённого целого, объединения каких-либо частей, элементов. В экономике под интеграцией понимается процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества на микро- и макроуровнях, объединения национальных хозяйств. Развитие сельского хозяйства и достаточное продовольственное обеспечение предполагают чёткое функционирование продовольственной цепи от производителя до потребителя. В трудах классиков экономической теории обоснована объективная закономерность синтеза промышленности и сельского хозяйств: <Капиталистический способ производства:создаёт в то же время материальные предпосылки нового, внешнего синтеза - союза земледелия и промышленности на основе противоположно развивающихся форм > [117].

Переработка плодов и ягод относится к промышленному производству и поэтому должна соответствовать стандартам, предъявляемым к промышленным предприятиям, а это наличие сети машин и оборудования, операционные разделения процесса производства, по возможности массовое производство.

Оценка имеющихся подразделений переработки в садоводческих хозяйствах края позволяет отнести их по размеру к малым (до 60 работников), а по типу производства - к единичным, что приводит к ограничению возможностей использования высокопроизводительных технологических решений, большому объёму ручных операций и удлинению производственного цикла. Однако только массовое производство (изготовление однородной продукции в больших объёмах в течение длительного периода) способствует углублению специализации, росту производительности труда, загрузке оборудования. Это ведёт к повышению эффективности производства (снижению себестоимости продукции, повышению её качества).

Производительная работа хозяйства возможна в случае, когда все компоненты для приготовления продукции имеются в нужном объёме и находятся в исправном состоянии. Обеспечение бесперебойных поставок на рабочие места материалов, сырья, ремонт машин и механизмов, уборка помещений - является обязанностью сектора вспомогательного производства, который при чётком разделении труда мог бы в несколько раз превышать численность работников основного производства.

Понятие <агропромышленная интеграция> мы связываем с процессом сближения и объединения в одно целое сельскохозяйственной и промышленной деятельности на разных уровнях народного хозяйства с углублением специализации производства и повышения его концентрации. Агропромышленная интеграция - это завершённая форма межотраслевой вертикальной кооперации, организационное и экономическое объединение аграрных, промышленных, торговых предприятий, инфраструктуры и пр. или соответствующих отраслей народного хозяйства в единое целое - агропромышленную экономическую систему, ориентированную в своём развитии на удовлетворение потребностей населения в продовольствии.

Можно наблюдать различные формы объединения предприятий различных отраслей, что позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, лучше использовать положительные стороны укрупнённых экономических систем. Результатом интеграции предприятий является образование холдингов, концернов, трестов, консорциумов, финансово-промышленных групп.

Ассоциация - объединение разнопрофильных предприятий на договорной основе для совместного выполнения производственных, научных, культурных, управленческих и других функций. Вступление и выход из ассоциации осуществляется без согласования с другими участниками ассоциации.

Концерн - объединение компаний одной или нескольких отраслей промышленности, торговли, транспорта, связи, банков, страховых компаний и т.д. на основе централизации функций производственного и научно-технического сотрудничества, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Фирмы-участники остаются юридически самостоятельными и делегируют концерну свои функции в части консолидированной деятельности.

Холдинг - фирма, владеющая другими фирмами. Чистые холдинги контролируют свои дочерние фирмы, получая дивиденды от имеющегося у них контрольного пакета акций. Смешанные холдинги, кроме того, осуществляют определённую предпринимательскую деятельность.

Консорциум - объединение компаний, фирм, создаваемое в целях решения конкретных задач реализации программ, осуществления крупных проектов, позволяющее объединять финансовые ресурсы, научно-технические, производственные и прочие возможности участников. Участники сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность, в совместной деятельности подчиняясь выбранному исполнительному органу.

Картель - объединение предприятий и организаций одной отрасли, заключающих соглашение о ценах, объёмах производства, рынках сбыта. В России антимонопольным законодательством запрещены соглашения о разделе рынков, устранении с них других предпринимателей, создание искусственного дефицита.

Синдикат - форма картеля, в рамках которой осуществляется централизация сбыта продукции.

Пул - временное объединение фирм, осуществляющих определённый вид деятельности в рамках конкретных задач (торговые, биржевые, страховые и пр.). Для участников устанавливаются правила распределения общих доходов и прибыли, которая поступает в единый фонд, распределяемый по установленной пропорции.

Трест - объединение, при котором участники объединяются с потерей своей юридической и хозяйственной самостоятельности. Власть сосредоточена в руках головной фирмы. На основе концентрации и централизации производства тресты добиваются повышения эффективности деятельности фирм.

В России наибольшее развитие получили формы холдингов и финансово-промышленных групп. В Алтайском крае примером может служить ООО <Агрофирма Родино-холдинг>, объединившее 15 предприятий-участников и имеющее в структуре собственности на 01.01.2001 г капитал 23 юридических и несколько физических лиц. Стоит выделить финансово-агропромышленную группу <Золотое зерно Алтая>, в состав которой вошли около 70 сельскохозяйственных предприятий, 10 семеноводческих хозяйств, 8 животноводческих хозяйств, 4 ГПЗ, 11 птицефабрик, 23 промышленных и перерабатывающих предприятия. На страницах данной монографии мы рассмотрим интеграцию в сельском хозяйстве Алтайского края на примере агроориентированных фармацевтических предприятий.