6. Урок-конференция

Поскольку конференция -это собрание, совещание представителей определенной профессии, то урок-конференцию нужно рассматривать исходя из данного определения. Такой урок можно организовать как совещание историков физической науки, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки в производстве, как совещание физиков и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему, например проблему защиты окружающей среды. В первом случае конференция посвящается научно-исторической теме, во втором - теме <Физика на производстве>, в третьем она приобретает философский характер, в четвертом-межпредметный и т.д. Представляется, что выбор именно такой тематики для школьных учебных конференций наиболее разумен.

Так как на конференциях выступают с докладами и сообщениями, то доклады - основа этого типа урока. Особенность его еще и в том, что все сообщения ученики готовят самостоятельно и дома, а на уроке их только произносят. Базой, на которой зиждется эта работа, служит дополнительная литература - научно-популярные книги и журналы, газеты. Итак, цель урока-конференции - расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам. Формы работы: в процессе подготовки-изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

Урок-конференция <Атомная энергия>. Его цель - познакомить учащихся с проблемами получения атомной энергии и ее использования. К уроку был подобран диафильм <Атом и атомное ядро>, сделаны карты <Работающие в стране АЭС>, стенды <Ядерный взрыв>, <Нет - ядерному безумию!>.

План урока-конференции: 1) Музыкальное и стихотворное вступления. 2) Доклады <На подступах к овладению энергией атома> (о работах советских ученых), <И. В. Курчатов- один из организаторов советской атомной науки и техники>, <Атомные электростанции нашей страны>. 3) Минута обмена информацией по вопросам: какие недостатки АЭС вскрылись в последнее Время благодаря эпохе гласности? О чем (в отношении АЭС) предупреждают людей зарево над Припятью и землетрясение в Армении? 4) Прослушивание песни <Атланты> и ответы на вопросы: о каком <лиловом грибе> говорится в песне? Каковы последствия появления таких <грибов> в Хиросиме и Нагасаки? 5) Сообщение <Зачем человечеству атомное оружие?>. 6) Минута обмена мнениями о том, как люди планеты Земля борются за уничтожение оружия с <ядерной смертью>. 7) Песня <Пока не поздно> (музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова).

Для минуты обмена информацией ученики заранее ищут в любых периодических изданиях (газетах, журналах) материал и выписывают главные факты. На уроке они эти факты излагают.

Итак, на конференции учащиеся не только слушали доклады, но и произошел интересный, живой обмен сведениями. И что важно: технический аспект проблемы удалось связать с общечеловеческим- гуманным и экологическим.

В процессе работы учащиеся использовали ряд материалов из газет.

Уроке-конференция <Слет представителей разных профессий>. Роли этих представителей играют ученики. Всех приехавших на это мероприятие объединяет раздел физики <Геометрическая оптика>. Каждая профессия делегирует на конференцию 1-2 человека. Эти люди должны представиться, рассказать о своей специальности, объяснить, где и для чего они используют оптические приборы, продемонстрировать эти приборы (иногда в самодельном варианте или с помощью плаката) и.задать слушателям один интересный оптический вопрос, связанный с данной профессией.

Конференция начинается кратким вступительным словом об оптике. Первым берет слово шофер. Он говорит: <Я-водитель автобуса: перевожу людей из дома к месту их работы и обратно. Выполняю очень важное дело, и мне нужно быть очень внимательным, чтобы не попасть в аварию и не причинить неприятности пассажирам при их входе в автобус и выходе. В этом мне помогает простейший оптический прибор-зеркало>. Далее он показывает это зеркало, рисует его крепление к кузову машины и объясняет действие. (При подготовке выступления использован задачник А. П. Рымкевича, П. А. Рымкевича. Изд. 1984 г., задача N 1078, рис. 137.) Вопрос: как нужно расположить зеркало, чтобы шофер мог хорошо видеть входящих в заднюю дверь?

Выступает зубной врач. Говорит: <У меня один из важных инструментов - зеркальце на длинной тонкой ручке. Для чего оно? Сейчас объясню. Оно помогает видеть скрытые части зубов, которые нужно лечить. Зеркало иногда плоское, иногда вогнутое. Если вогнутое, то его располагаю так, чтобы зуб находился между ним и фокусом: видно увеличенное прямое изображение зуба>.

Слово - врачу-окулисту. Этот доктор по таблице рассказывает о строении глаза, о дефектах зрения: близорукости и дальнозоркости, о том, как исправляют дефекты при помощи очковых и контактных линз, разъясняет, как подбирают очки. В заключение задает вопрос: <У дедушки очки с оптической силой + 1,5 Дп. Какие линзы в очках? Какой дефект зрения исправляют эти очки?>

Далее выступает ювелир. Он называет лупу своим оптическим помощником в работе. Рассказывает, как действует лупа, во сколько раз может давать увеличение, как крепится к глазу, как работает. (При подготовке использована книга: Пе-рышкин А.В.,Чемакин В.П.Фа-культативный курс физики. 7 класс.- М.: Просвещение, 1980.- §49.)

Слово предоставляется лаборантке поликлиники. Она говорит об устройстве микроскопа, о его способности увеличивать, о пользовании этим прибором, о том, какие анализы с его помощью делают и какое это имеет значение; немного останавливается на истории изобретения этого прибора. (При подготовке использованы книги: Пёрыш-кин А. В., Чемакин В. П. Факультативный курс физики. 7 класс.- М.: Просвещение, 1980.-  51; П е р е л ь-ман И.Я. Занимательная физика.-М.: Наука, 1972-Кн. 2.)

Далее в таком же стиле выступает астроном, рассказывая о телескопе и его значении; военный, объясняя действие военного бинокля и его отличие от театрального; фотограф, показывающий вначале самый простейший фотоаппарат-камеру-обскуру, а потом несколько современных, разъясняя принцип действия их оптических систем и возможности этих фотоаппаратов.

На конференции краткое сообщение сделал также путешественник, который рассказал, что во время поездки в Египет он узнал о пирамидах, имевших высоко на стенах и потолках рисунки. Так как следов копоти в этих пирамидах не обнаружили, то предположили, что древние художники, чтобы сделать эти рисунки, освещали помещение пирамид изнутри от солнца при помощи металлических зеркал, располагавшихся у входа. Он сообщил также, что эта гипотеза проверяется.

Слово берет фокусник. Он показывает оптический фокус: <черный ящик>, с помощью которого карандаш кажется то увеличенным, то уменьшенным, и просит объяснить этот фокус.

Хорошо зарекомендовали себя конференции со свободным выбором темы выступления. Они, как правило, значительно расширяют знания учащихся. За неделю-две до урока педагог объявляет тему конференции и сообщает, что желательно готовить выступления не только по теории физики и эксперименту, но и о проблемах, связывающих физику и историю, физику и биологию, физику и живопись, физику и музыку, физику и медицину и т. д. Такой широкий спектр тематики выступлений и возможность самостоятельной работы обычно очень привлекают учащихся. Привожу темы конференций: <Колебания в природе и технике>, <Рентгеновские лучи>, <Физика и человек> и т.д. Программу занятий формируют после того, как ученики сообщат учителю, чему будут посвящены их сообщения.