Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показывают и защищают перед специальной комиссией (из родителей, членов школьного научного общества, учащихся параллельных классов), гостями и одноклассниками свои творческие работы.
Дату и тему творческого отчета объявляют за 2-3 месяца. Ученикам предлагают создать творческие группы по интересам и выбрать проблему для разработки. Возможна и индивидуальная деятельность, а также совместный труд ученика и консультанта, группы и консультанта. Консультантами выступают руководители кружков внешкольных учреждений, специалисты базового предприятия, родители. На смотр и защиту учащиеся могут представить проект, модель, прибор, стенд, слайды, доклад, экспериментальное исследование, интервью, взятое у родителей или представителей производства, научных работников. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы; изложение сути работы, объяснение полученных результатов с опорой на знания, приобретенные на уроках физики и других дисциплин, а также в процессе самообразования, показ практического применения представленного на защиту экспоната.
Все работы оцениваются. При этом исходим из следующего: оценку <5> ставят, если работа выполнена без ошибок, может быть использована на уроке и в школьном цехе, при объяснении широко применены теоретические знания, речь докладчика аргументирована; оценку <4> выставляют, если работа сделана без ошибок, но ее практическое применение весьма ограничено, при защите учащийся правильно использовал свои знания, однако наблюдались затруднения в доказательствах; оценка <3> бывает в тех случаях, когда сообщение напоминает пересказ или описание, высказаны или продемонстрированы правильные идеи, но без аргументации. (Если комиссия чувствует, что работа будет оценена на <3>, то она, похвалив ученика или группу, может дать им возможность доработать ее и повторить защиту через некоторое время.)
Структура урока типа творческого отчета такова: 1) вступительное слово учителя и объявление программы занятия; 2) проведение отчета (каждый входящий в него отчет состоит из рассказа о проделанном, ответов на вопросы оппонентов-одноклассников, членов комиссии, объявления о результатах); 3) свободный обмен мнениями; 4) подведение итогов урока (авторам наиболее интересных работ присваиваются звания <Лучший теоретик класса>, <Лучший экспериментатор класса>); 5) рекомендации по организации дальнейшей самостоятельной творческой деятельности учащихся.
Конкретизируют теперь содержание урока-творческий отчет на примере VIII класса. Урок посвящается теме <Электричество на службе человека>. В программу отчета вошли: демонстрация и объяснение принципа действия прибора для изучения параллельного соединения проводников; показ и пояснение работы электрического прибора для выполнение простейших арифметических действий; рассказ об исследовании некоторых физических явлений, объясняемых законом Ома; доклад <Применение электромагнитов в технике и быту> с демонстрацией самодельного реле времени; демонстрация электрического силомера и рассказ о его действии; показ и объяснение работы простейшего электрического экзаменатора; сообщения <Применение электродвигателей в народном хозяйстве> (с демонстрацией самодельного электродвигателя) и <Устройство и принцип действия вольтметра>; доклад <Некоторые проблемы охраны окружающей среды> (на местном заводе); демонстрация и объяснение действия электрического метронома.
При подготовке к уроку-творческий отчет учащиеся повторяют, углубляют и переосмысливают знания, приобретенные в школе, пополняют их, читая научно-популярную и справочную литературу, значительно расширяют свои экспериментальные навыки и навыки пользования калькулятором (или ЭВМ). Благодаря свободе выбора темы, возможности получения любой помощи, в том числе от родителей, создается ситуация успеха, что позволяет каждому пережить радость познания и гордость достигнутым, а это стимулирует самостоятельность, творчество, готовность к образованию. Еще одно преимущество уроков такого типа: они раскрывают перед учителем и родителями мир увлечений детей, что помогает влиять на формирование их интересов и личности.
Обобщающие уроки творческого характера .
По теме такого урока ребята готовят обзоры новинок литературы, сообщения о новостях науки и техники, опыты, модели, проекты установок, пишут стихи, сказки, научно-фантастические рассказы. Наиболее удачные работы демонстрируют классу и используют в дальнейшем.
Вот, например, какое стихотворение было придумано учеником VII класса Д.Цыганковым к одному творческому уроку о трении:
Трение - наш друг и враг
Что такое трение?
Трение - явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
если 6 трение пропало,
что б со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
оттолкнувшись от земли.
Если б взял ты что-то вдруг,
оно выдало б из рук.
Помогает трение
начинать движение
всем машинам, тракторам,
мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
и их всех остановить.
Очень нужно тренье нам,
всем растеньям и зверям!
Но притом приносит вред
и немало разных бед:
в станках, приборах трутся части -
и это главное несчастье.
Ну а все автомашины
быстро снашивают шины!
И поэтому вопрос
не настолько уж и прост:
трение-друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!