Мир биологии

Любой человек, выглянув в окно, сразу увидит множество самых разных живых организмов: деревья, растущие возле дома, птицу, парящую в небе, бабочку, перелетающую с цветка на цветок. Даже эти обычные обитатели нашей планеты способны вызвать у любознательного челове-ка немало вопросов. Отчего листья зеленые? Как летает бабочка? Почему пахнут цветы? А теперь попробуйте представить более экзотические живые существа. В вашем воображении возникнут удивительные образы обитателей холодной тундры и жаркой пустыни, высоких гор и таинственных морских глубин: медведей, обезьян и осьминогов, мухоморов, орхидей и кактусов... Как много загадок хранит их жизнь! Что и говорить, мир живой природы загадочен и удивителен!

Что изучает биология?

Слово "биология" произошло от греческих слов "биос" - жизнь и "логос" - наука. Биология - наука о жизни, о живых организмах обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. Все их делят на 4 группы или царства (1).

Хотите знать ещё?

Какие существуют разделы биологии?

Никому из ученых не под силу изучить все разнообразие живых организмов, поэтому биология подразделяется на множество разделов, или биологических наук 2. Всего их более 300. Назовем основные из них.

Ботаника (от греческого слова "ботанэ" - трава, зелень) занимается изучением растений.

Зоология (от греческого слова "зоон" - животное) изучает животных.

Микология (от греческого "микес" - гриб) исследует грибы.

Микробиология (от греческого слова "микрос" - малый) изучает различные микроскопически малые организмы: бактерии, вирусы и другие.

Мы перечислили биологические науки, изучающие отдельные группы организмов. Но есть и такие разделы биологии, которые исследуют общие свойства живых существ.

Экология (от греческого слова "ойкос" - дом, жилище) исследует связи организмов между собой и с окружающей их средой.

Анатомия (от греческого слова "анатоме" - рассечение), изучает строение организмов.

Физиология (от греческого "физис" - природа) занимается познанием жизненных процессов протекающих в организмах, (например дыхание, пищеварение и другие).

Цитология (от греческого - "цитос" - клетка) изучает строение клеток из которых построены живые организмы а также процессы, происходящие в них.

Молекулярная биология исследует строение и функции молекул, из которых построены живые организмы.

Хотите знать ещё?

Как появилась биология

С древних времен люди, собирая растения, охотясь на зверей и птиц, накапливали о них знания, которые передавались из поколения в поколение. Со временем они легли в основу древнейших биологических наук - ботаники и зоологии.

Когда людям потребовались знания о лекарственных растениях, чтобы лечиться от ран и болезней, появились зачатки еще одной древней биологической науки - медицины.

Возделывая землю, приручая и одомашнивая зверей человек получил знания, из которых сложились основы сельскохозяйственных наук.

Рост и углубление человеческих знаний привело к делению древнейших биологических наук на новые самостоятельные науки.

Каково значение биологии?

Биологические науки имеют огромное значение для человека. Без их развития практически невозможен прогресс ни одной отрасли современного хозяйства. Например, достижения микробиологии помогли развитию пищевой, фармацевтической, медицинской промышленности, сельского хозяйства.

От прогресса биологических наук зависит решение важнейших вопросов нашего времени - охраны природы, повышения продуктивности растений, животных, почвы, создания безотходных типов производства, замкнутых биологических систем для длительных космических полетов и т.д.

Поговорим мы и редких, исчезающих растениях, которые следует беречь и охранять. Вы поймете, зачем и почему это нужно делать, почувствуете красоту и величие природы, осознаете, ее неразрывную связь с человеком.

Весь материал, размещенный на полях состоит из отдельных текстов, которые можно читать как сборник коротких рассказов о природе.

Оглавление, размещенное в начале учебника, подскажет вам, какие дополнительные сведения или занимательные рассказы содержатся в параграфах учебника.

Ключ-таблица, находящаяся в конце, поможет отыскать интересующие вас сведения по названию живого организма или по фамилии ученого-биолога.

Бурное развитие хозяйственной деятельности, рост населения земного шара поставили перед всеми биологическими науками задачу изучения взаимоотношений между природой и человеком и создания безвредных технологий производства, обеспечивающих благоприятные условия жизни для людей на Земле.

Понятия:

Вопросы:

  1. Пользуясь текстом учебника и рисунком (1) расскажите, какие царства живой природы существуют и какие организмы "живут" в этих царствах?
  2. Используя рисунок (2), расскажите какие разделы биологии существуют, что они изучают и как они связаны между собой?
  3. Какое значение имеет биология?
  4. Как и когда зародились биологические науки?
  5. В каких ситуациях повседневной жизни могут пригодиться биологические знания? Приведите примеры (не меньше трех).

Задания:

  1. Прочитайте памятку о правилах работы с учебником на титульной странице. Обсудите со своими одноклассниками, родителями, каково назначение памятки? Что можно узнать из нее о предмете и учебнике? Из каких блоков состоит учебник и чем эти блоки отличаются друг от друга? Что обозначают условные значки в тексте? Много ли в тексте рисунков, есть ли в параграфе ссылки на них? Понятен ли сопроводительный текст к ним?
  2. Выясните, какие книги о живой природе есть у вас дома или в библиотеке, которой вы пользуетесь. Начните читать ту из них, которая вас особенно заинтересует.
  3. Прочитайте высказывания русских писателей о природе. Объясните, как вы их понимаете. Какое из высказываний вам наиболее близко? Объясните почему. Постарайтесь найти еще высказывания о природе. Запишите их себе в тетрадь.
  4. Перечертите к себе в тетрадь схему "Царства живой природы". Используя указатель названий в конце вашего учебника и дополнительную литературу, найдите примеры организмов, "живущих" в этих царствах и впишите их в схему вместо знаков вопроса.

Проверь себя!

  1. Что изучают данные разделы биологии? Найдите ответ в правом столбике.
    1. ботаника 1. наука о жизнедеятельности организмов
    2. зоология 2. наука о растениях
    3. микология
    3. наука о животных
    4. экология 4. наука о строении организмов
    5. цитология 5. наука о клетках
    6. анатомия 6. наука о микроорганизмах
    7. физиология 7. наука о грибах
    8. микробиология 8. наука о связи организмов с окружающей их средой
  2. Представьте, что на урок биологии, посвященный знакомству с биологическими профессиями, пришли гости - ученые: биолог, ботаник, миколог. Объясните, какие проблемы изучает каждый из них.
  3. К растениям относят сосну, яблоню, капусту, свеклу, пшеницу, мох, папоротник и пр. По каким признакам можно отличить растения от других живых организмов, например, животных и грибов? При ответе используйте рисунок (2).