ЗАНЯТИЕ 1. САРКОДОВЫЕ

Тип Саркомастигофоры - Sarcomastigophora

Подтип Саркодовые - Sarcodina

Класс Корненожки - Rhizopoda

Отряд Амебовые - Amoebina

Вид Амеба - Amoeba sp.

Отряд Раковинные амебы - Testacea

Вид Диффлюгия - Difflugia sp.

Отряд Фораминиферы – Foraminifera

Вид Ромалия – Rotalia sp . и др.

 

Цель занятия

Ознакомиться с характерными особенностями саркодовых как целостных самостоятельных организмов на клеточном уровне организации.

Материал и оборудование

Постоянные микропрепараты, шлиф известняка, микроскопы, препаровальные лупы, таблицы, практикумы.

Ход работы

1. Рассмотреть на малом и большом увеличении микроскопа микропрепарат амебы. Сравнить ее с рис.1 и зарисовать.

2. Изучить на микропрепарате строение раковинной амебы - диффлюгии. Отметить черты сходства и отличия ее с арцеллой (рис.2) Зарисовать диффлюгию, обозначить раковину, устье, псевдоподии.

3. Познакомиться с разнообразием раковин фораминифер, рассмотрев их под препаровальной лупой на шлифе известняка, микропрепаратах и рис.3. Зарисовать одну из раковин и дать ей краткую характеристику.

4. Изучить и зарисовать схему жизненного цикла фораминиферы (рис. 4). Сравнить с размножением амеб.

Анализ изученного материала

1. Сделать вывод об особенностях организации саркодовых. Обосновать их положение в системе низших организмов (письменно).

2. Дать объяснение следующим понятиям: плазмалемма, эктоплазма, эндоплазма, псевдоподии, циста, гамонт, агамонт.

Рис 1. Амеба Amoeba proteus

(по Дофлейну): 1-эктоплазма, 2-эндоплазма, 3-заглатываемые пищевые частицы, 4 -сократительная вакуоль, 5-ядро, 6-пищеварительные вакуоли

Рис 2. Раковинные корненожки Testacea (по Хаусману): А- Arcella (вид сверху и сбоку), Б- Difflugia

Рис . 3. Раковины фораминифер ( из Кешмана , Дофлейна , Ланга ): 1-Saccamina sphaerica, 2- Lagena plurigera, 3-Hyperammina elongata, 4-Ammodiscus incertus, 5-Rheophax nodulosus, 6-Nodosaria hispida, 7-Discorbis vesicularis, 8- Spiroloculina depressa, 9-Taxularia sagittula, 10-Globigerina sp.

Рис 4. Жизненный цикл фораминиферы Myxotheca arenileg а

(по Грелю): 1-гамонт одноядерный, 2-образование гамет (гамогония), 3-копуляция гамет, 4- зигота, 5,6- развитие агамонта, 7-мейоз при делении ядер, 8-образование гамет (агамогония), 9-агамета (молодой гамонт)

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные признаки позволили объединить животных в класс саркодовых?

2. Какие органоиды располагаются в клетке амеб?

3. Как осуществляется у саркодовых процесс движения, питания, размножения?

4. У каких саркодовых и в чем проявились черты прогрессивного развития?

5. Каково практическое значение саркодовых и их роль в природе?

Литература

1. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. М., 1981. С. 22-35.

2. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных. М., 1975. С. 22-36.

3. Фролова Е. Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных. М., 1985. С. 16-22.

4. Шарова И. Х. «Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. С. 54-65.