Настоящее учебное пособие создано на основе многолетнего опыта организации и проведения лабораторно-практических занятий по курсу зоологии беспозвоночных у студентов биолого-химического факультета, обучающихся в системе Горно-Алтайского государственного университета.
Вместе с теоретическим изучением той или иной группы животных по учебникам и лекциям важной составной частью этого курса являются практические занятия, на которых происходит конкретное знакомство с зоологическими объектами и приобретение навыков, необходимых специалисту (работа с оптическими приборами, изготовление временных препаратов, вскрытие животных и т. д.).
Учебное пособие не является учебником или практикумом. Оно рассчитано прежде всего на повышение активности и самостоятельности студентов при подготовке к практическим работам и в процессе их выполнения. Студент может подготовиться к предстоящему занятию, заранее просмотрев тему.
Лабораторно-практические занятия по зоологии беспозвоночных проводятся в объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом для ВУЗов. Тематика занятий утверждается кафедрой и может корректироваться в зависимости от количества учебных часов и материальной базы кафедры.
Индивидуальные занятия можно использовать как контрольные работы в рамках модульно-рейтинговой системы.
Данное учебное пособие ориентировано на типичные виды животных, которые изучаются в вузовском курсе «Зоология беспозвоночных» и в общеобразовательной школе. Оно включает примерный тематический план лабораторно-практических занятий, место каждого изучаемого на занятиях объекта беспозвоночных в систематике, цели и ход работы, анализ изученного материала с объяснениями биологических терминов, рисунки, вопросы для самоконтроля и перечень рекомендуемой литературы.
Предлагаемые таблицы, рисунки с характеристиками типов, классов, отрядов животных, схемы жизненных циклов, тесты и вопросы помогут студентам успешно освоить особенности морфологии каждого объекта в сравнительном аспекте и сформировать эволюционное мировоззрение, а также подготовиться к сдаче дифференцированного зачета и экзамена. Система животных и ряд иллюстраций приводятся по Шаровой И. Х. «Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. –592 с.: ил.
Требования, предъявляемые к студентам на лабораторно-практических занятиях
Каждый студент предварительно должен изучить теоретически материал по лекциям и учебнику, а к началу занятий обязан приготовить свое рабочее место: микроскоп или бинокуляр, альбом, карандаши, ручку, стирательную резинку, линейку.
По окончании занятия студент обязан убрать свое рабочее место.
Требования к рисунку
Особое внимание при прохождении практических занятий уделяется зарисовке изучаемых объектов. Надо помнить, что зоологический рисунок помогает разобраться в особенностях строения животного.
Рисунки выполняются на альбомных листах простым карандашом. Они должны быть четкими, контурными. Органоиды, системы органов необходимо делать в цвете. Подписывается рисунок внизу и нумеруется. На рисунке обозначения приводятся цифрами, а соответствующая расшифровка приводится в описании после названия рисунка без сокращений.
Требования к отработке пропущенных занятий
Пропущенные занятия студент обязан отработать в лаборатории во внеурочное время. Запись об отработке производится в журнал. Дополнительно подготовившись теоретически, студент сдает этот материал преподавателю.
Требования к зачету и экзамену
К зачету, а затем к экзамену допускаются студенты, полностью освоившие учебный план лекционных и практических занятий по зоологии беспозвоночных. Альбом (с практическими темами) должен быть проверен преподавателем и подписан. Студент обязан показать знание конкретных объектов, рассмотренных на практических занятиях, систематическое положение и особенности биологии.