: Назад :: Главная : : Далее :

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ

ДЛЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Раздел I. Основы экономической деятельности общества

 

Тема 1: Предмет и метод экономической теории

 

 

Изучение этой темы позволит понять:

·        Что является предметом экономической теории.

·        Какие методологические подходы используются при изучении экономической теории.

·        Какие методы можно использовать, исследуя теоретическую экономику.

·        Эволюцию предмета экономической теории. Основные экономические школы.

 

Основные понятия: политэкономия, экономикс, экономическая теория, редкость ре­сурсов, неограниченность потребностей, линия производствен­ных возможностей, альтернативная стоимость, закон возрастания альтернативной стоимости, методы науки, эмпирические методы, логические методы, науч­ная абстракция, математическое  моделирование,  экзогенные и эндогенные переменные, нормативный и позитивный анализ, физиократы, меркантилизм, классическая политэкономия, «правило невидимой руки», маржинализм, неоклассическая экономика, кейнсианство, институциональная экономика, монетаризм

 

План семинара

1.      Предмет экономической теории.

2.      Методология  экономической теории.

3.      Основные этапы и направления развития экономической теории.

 

Практические задания:

1.      Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики:

1)                 эффективное использование ресурсов;

2)                 неограниченные производственные ресурсы;

3)                 максимальное удовлетворение потребностей;

4)                 материальные и духовные потребности;

5)                 редкость ресурсов.

2.      Производственные возможности страны представлены в таблице.

Варианты

Товар Х

Товар Y

1

10

0

2

9

8

3

8

15

4

7

21

5

6

26

6

5

30

7

4

33

8

3

35

9

2

36

Изобразите линию производственных возможностей страны. Найдите альтернативную стоимость товаров каждого варианта производства. Объясните, почему альтернативная стоимость товара увеличивается по мере сокращения его производства.

 

3.      Ниже приведена линия производственных возможностей экономики страны «А». Что означают точки на графике? Какие точки отвечают критерию эффективности по Парето? Почему?

 

 

Товар Y

                                                                                                                                          

* В                                                     

                                                                                                                                                                                                                                       

                                       

 

Товар X

                                                                                                                      

 

4.      Фермер имеет 4 поля пригодные для выращивания свеклы и картофеля. Поля расположены на склоне. Первое поле расположено на вершине склона, а четвертое поле в самой нижней части. В таблице указаны производственные возможности фермера при использовании всех четырех полей. Необходимо найти альтернативную стоимость выращивания картофеля и свеклы при каждом варианте. Ответьте, какое поле лучше всего годится для выращивания картофеля? для выращивания свеклы?  

 

Поля, засаженные картофелем

Количество выращенного картофеля, тонн

Количество выращенной свеклы, тонн

-

0

1000

Первое

400

700

Первое и второе

700

400

Первое, второе, третье

900

160

Первое, второе, третье, четвертое

1000

0

 

5.      Какое из утверждений относится к микроэкономике, а какое  - к макроэкономике:

1)      реформы в России начались с либерализации цен;

2)      минимальная ставка заработной платы должна находится на уровне прожиточной минимума;

3)      высокий уровень безработицы – это подлинное бедствие для любой экономики, так как порождает социальную напряженность, снижает уровень доходов населения и т.д.

4)      высокий уровень безработицы позволяет фирме тщательно подбирать себе квалифицированные кадры и при этом платить сотрудникам меньше.

5)      Валовой внутренний продукт с 1990 по 1998 год сократился на 40 %.

6)      Численность занятых в экономике составляет 85% от трудоспособного населения.

7)      В структуре доходов российских семей преобладает заработная плата.

 

6.      Определите, какое заключение относится к нормативной экономике, а какое к позитивной:

1)      после повышения цен на сахар сократился объем его продаж;

2)      для повышения обороноспособности страны необходимо повысить налоговое бремя для налогоплательщиков;

3)      за последние десять лет объем инвестиций в российскую экономику сократился вдвое;

4)      повышение пенсий потребует от правительства повысить ставку единого социального налога;

5)      после снижения курса национальной валюты импортные товары для многих стали недоступны.

7.      В индийской притче о Будде говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» «Красивая молодая женщина», - ответил ученик. «Точнее!» – потребовал Будда. Ученик сказал: «Молодая женщина». – «Точнее!» – «Женщина». – «Точнее!». – «Человек». – «Скелет». Где, на каком ответе ученика метод абстракции теряет свою познавательную ценность.

 

8.      Расположите в хронологическом порядке моменты зарождения следующих направлений экономической теории:

1)      классическая политэкономия;

2)      физиократы;

3)      меркантилизм;

4)      кейнсианство;

5)      монетаризм;

институциональная экономик

      

     

                1600г.                    1700г.                    1800г.                   1900г.

 

 

 

 


         Контрольные вопросы:

1.Что является предметом современной экономической теории?

2.Разрешима ли проблема редкости ресурсов в экономике?

3.Докажите, что человеческие потребности безграничны.

4.Докажите, что любая  деятельность в экономике имеет альтернативную стоимость. 

5.Почему линия производственных возможностей имеет выпуклую форму?

6.Что является критерием эффективности по Парето?

7.Как эволюционировал предмет экономической теории на протяжении ее развития?

8.Продемонстрируйте, что вы различаете методологию и методы научного исследования. 

9.Как эволюционировала методология и методы изучения экономической теории? 

        

         Темы рефератов:

1.      Этапы развития экономической теории.

2.      Становление экономической теории в России.

3.      Роль экономической науки в развитии общества.

4.      Рациональное поведение хозяйствующего субъекта: интересы, цели, ограничители.

5.      Классификация благ, ресурсов, потребностей.

6.      Эволюция модели экономического человека.

 

         Основная литература:

1.      Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. Рекин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов. – Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 1998. – 624 с. (главы 1,2)

2.      Курс экономической теории: Учебник для вузовек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Л. -Киров, Издательство «АСА», 2001. – 743 с. (главы 1,2)

3.      Теоретическая экономика. : Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М., Издательство «ЮНИТИ», 1997. – 485с. (главы 1.3)

4.      Экономика: Учебник для вузовек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Булатова А.С. – М.: Экономист, 2004. – 895 с. (введение, глава 2)

5.      Экономическая теория: Учебник. Рек. Мин. обр. РФ/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е изд. перераб. и доп.. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 590 с.  (главы 1.1., 2.1.-2.3., 3.2.)

6.      Экономическая теория: Учебник для вузовек.Мин.общего и проф.образ.РФ в качестве уч-ка для вузов/ Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич Л.С. – СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2001. – 542 с. (главы 1,2)

 

Дополнительная литература:

 

1.      Устюжанина Л. 10 заповедей экономического мышления //Новое время №№38(2002 г.)  - 6(2003)

2.      Галочкин И. Мотивы экономического поведения //Вопросы экономики, №6, 2004.

3.      История экономических учений (современный этап): Учебник. Рек. Мин. образФ/ Под ред. А.Г.Худокормова. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 733 с.

4.      Матюшок В. Система ценностей и установок человека как фактор экономического развития //Экономика в школе, №3, 2003.

 

 

: Назад :: Главная : : Далее :

© Горно-Алтайский государственный университет, 1999-2006