: Назад :: Главная : : Далее :

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ

ДЛЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Учебное пособие по экономике составлен на основе федерального компонента государственного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для студентов, обучающихся неэкономическим специальностям.
Учебное пособие конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерные практические задания по курсу, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых студентами.
Учебное пособие является ориентиром для составления авторских лекционных курсов. Авторы лекционных курсов могут предложить собственный подход в части конкретизации и структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений студентов. Тем самым оно содействует сохранению единого образовательного пространства обучения экономики на всех неэкономических факультетах университета.
Содержание учебной программы и практических заданий представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, уме ния и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере .
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Изучение экономики направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
 
Студент может использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
       получения и оценки экономической информации;
       составления семейного бюджета;
       оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
 
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых работ включает в себя:
       работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
       критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
       решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
       освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
       применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
       аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных экономических проблемах;
       написание творческих работ по экономическим вопросам.
 
Объем и содержание самостоятельной работы варьируется в зависимости от факультета. При одном и том же государственном стандарте, преподавание на различный факультетах вуза колеблется от 68 до 30 аудиторных часов. Таким образом, важное значение имеет организация самостоятельной работы студентов. Данное учебное пособие способствует повышению эффективности самостоятельной и аудиторной работы.
 
Рекомендации по использованию учебного пособия.
Учебное пособие составлено по принципу учебно-методического комплекса, в который вошли:
       Содержание государственного образовательного стандарта.
       Учебная программа курса.
       Практические задания по темам.
       Литература для самостоятельного изучения курса.
       Диагностические материалы для самопроверки.
 
Материалы по практическим занятиям включают цели изучения той или иной темы, основные понятия, которые студент должен знать, задачи, а также контрольные вопросы.
 
В учебном пособии содержится список литературы, который позволит студенту самостоятельно изучать курс с различной степенью глубины освоения. Учитывая большое разнообразие литературы по экономической теории, как по широте охвата предмета, так и по глубине, автор не дает жестких рекомендация по использованию конкретных источников. В списке литературы приводятся учебники, учебные пособия, статьи, имеющиеся в наличии университетской библиотеке. При этом выделены основная и дополнительная литература, для того чтобы студенты могли ориентироваться в обширном библиографическом списке.

 

: Назад :: Главная : : Далее :

© Горно-Алтайский государственный университет, 1999-2006