Содержание
Методика и технология развивающего обучения

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
С.А. Осяк, А.Н. Лупик - г. Лесосибирск

В настоящее время разработка проблемы формирования познавательных интересов у учащихся в методике преподавания физики осуществляется в нескольких направлениях: изучение особенностей использования в учебном процессе по физике выявленных в общедидактических исследованиях элементов системы стимулирования у учащихся интереса к познанию; поиск и исследование возможностей использования в процессе обучения физике специфических для данной дисциплины стимулов познавательного интереса; исследование возрастной динамики значимости средств воздействия на познавательный интерес учащихся к данному учебному предмету; определение системы основных направлений в деятельности учителя по формированию познавательных интересов учащихся в процессе преподавания физики.

Исследование возрастной динамики значимости средств педагогического воздействия на познавательные интересы учащихся в процессе обучения физике - одно из новых направлений в разработке обсуждаемой проблемы в методике преподавания физики. Первый опыт осуществления исследований подобного рода принадлежит А.В. Усовой и В.В. Завьялову. Авторами изучалась возрастная динамика некоторой совокупности средств воздействия на познавательный интерес учащихся. Анализ результатов проведенных исследований позволил авторам указать на наиболее значимые педагогические средства формирования у учащихся познавательных интересов к физике для каждого из возрастных этапов становления личности школьника (средний школьный возраст, старший школьный возраст).

В разработке проблемы становления познавательного интереса у учащихся в процессе обучения физике достигнуты определенные успехи. К настоящему времени в основном определены специфические для предметов естественного цикла, в том числе и физики, стимулы к познанию. Рассмотрены особенности использования отдельных стимулов познавательного интереса на уроках и во внеклассной работе по физике (как общедидактические, так и специфические для предметов естественно-научного цикла). Определены некоторые из направлений деятельности учителя по формированию познавательного интереса учащихся в процессе преподавания физики.

Однако опыт преподавания убедительно свидетельствует, что выделенные стимулы оказывают действенное влияние на формирование познавательных интересов лишь при определенных условиях.

Не всякая деятельность на уроке интересует учащихся. Они могут решать задачи, выполнять лабораторные исследования и т.д. без интереса. Необходимо определить способы учебно-предметных действий, которые обеспечили бы не только констатирующий уровень восприятия учебного материала, но и восприятие с увлечением.

Можно сделать предположение, что учебно-познавательные действия учащихся станут стимулами познавательного интереса, если условия их протекания способствуют проявлению не только объективного, но и субъективного характера деятельности.

Деятельность будет лично интересна ученику (субъективно интересна), если ему ясно, зачем он действует (причем эта цель для него важна), каковы способы деятельности и оценки ее результата.

В этом случае стимулами познавательного интереса являются положительный настрой на выполнение задания, желание оценить свои возможности, дать самооценку результату деятельности. Объективно интересному характеру деятельности будет способствовать в первую очередь содержание самой деятельности учащихся, связанное с проблемностью изложения, выполнением творческих заданий, практической направленностью заданий.

Для того, чтобы выполнение задания на уроке стало личностно важным и интересным для каждого ученика, необходимо соединить все эти стимулы в элементах деятельности учащихся. Тогда действительно можно говорить о формировании познавательных интересов учащихся в различных учебных ситуациях.