Содержание
Методика и технология развивающего обучения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ
А.А. Гайдабрус, И.М. Папыев - г. Горно-Алтайск

Физика - одна из основных наук о природе. Она имеет огромное познавательное, политехническое, экологическое и мировоззренческое значение для учащихся. Для определения содержания образования должны учитываться основные сферы самоопределения личности: природа, ноосфера, общество, производство, человек. В настоящее время достижения науки и техники стали настолько масштабными и деятельность людей стала так существенно влиять на природу, что все это ставит под угрозу само существование людей на планете Земля. Это и ядерная война, и озоновые "дыры", и глобальное потепление климата, и загрязнение воды, воздуха и продуктов питания промышленными отходами, и воздействие электромагнитных излучений на человека, и провоцирование землетрясений, и катаклизмы климата. Изучение процессов, происходящих в ноосфере, нарушение равновесия этих процессов вызывает необходимость формирования у обучаемых нравственной ответственности в использовании результатов научно-технического прогресса и разработки путей для устранения отрицательного влияния деятельности человеческого общества на окружающую природу. Для осознания принципа всеобщей связи явлений в природе очень важно сформировать у учащихся умение видеть проявление явлений и законов физики в окружающей действительности, поэтому в учебном процессе невозможно обойтись без использования местного краеведческого материала на занятиях по физике.

Использование местного краеведческого материала позволяет более эффективно организовать исследовательскую работу учащихся, служит хорошим методом для формирования устойчивого интереса учащихся к физике, активизирует учебно-познавателную деятельность школьников, так как этот материал более нагляден и значительно важен для жизни общества, более конкретен и проще для понимания школьникам. Если учащиеся не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызывает у них лишь созерцательный, а не содержательный интерес к предмету.

При отборе местного краеведческого материала для уроков физики следует руководствоваться следующими положениями:

  1. Тесная связь местных сведений с изучаемым материалом по физике.
  2. Доступность его понимания для учащихся.
  3. Определенное время на изучение местного материала.
  4. Межпредметные связи физики с курсами биологии, географии, химии и истории.
  5. Значимость предлагаемого материала и активизация интереса учащихся.
  6. Содействие экологическому воспитанию и формированию научного мировоззрения учащихся.
  7. Отражение основных направлений научно-технического прогресса и главных перспектив развития района, области, края, республики, страны.

Для решения этой проблемы рекомендуется использовать следующие методы и приемы:

  • беседы и лекции учителя на уроках для актуализации знаний, постановки проблем, для иллюстрации применения законов физики на практике;
  • подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений и их заслушивание на уроках, семинарах и конференциях по конкретным темам школьного курса физики;
  • составление и решение задач, в условиях которых содержатся сведения из окружающей действительности;
  • проведение экскурсий по физике и выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий по материалам экскурсий;
  • организация научно-исследовательской деятельности учащихся для определения степени загрязнения окружающей среды и поиска способов уменьшения отрицательного влияния деятельности человечества на природу;
  • проведение исследовательских лабораторных работ по физике с использованием местного краеведческого материала;
  • организация чтения и анализа научно-популярной и периодической литературы, материалов конференций, где приводится яркий и выразительный местный материал;
  • подготовка выступлений учащихся по материалам сказок, сказаний и легенд для иллюстрации физический явлений и законов;
  • оформление стендов и альбомов для иллюстрации использования местного материала на занятиях по физике.

В качестве примера можно рекомендовать такие задания для учащихся:

  1. B справочной литературе найти глубину озер Телецкого, Байкала, Айского, Манжерокского, Каракольского, Шавлинского и определить давление воды на дно озера.
  2. В литературе найти высоту окружающих гор Тугаи, Бобыргана, Белухи и вычислить атмосферное давление на этих вершинах и температуру кипения воды на них, если у подножья этих гор нормальное атмосферное давление.
  3. Найти в литературе высоту водопадов на реках в нашей республике и определить потенциальную энергию, которой обладает каждый кубометр воды, падающей с них; рассчитать, на сколько градусов нагреется вода при падении, если вся потенциальная энергия воды превратится во внутреннюю энергию.
  4. Объяснить особенности климата нашей республики, начиная от Майминского района и кончая Кош-Агачским районом, и какими факторами объясняется уникальный микроклимат Чемала и Яйлю.
  5. Измерить скорость течения реки, вычислить расход воды в ней за одну минуту и подсчитать мощность этого потока воды.
  6. Исследовать степень загрязнения воды в местных реках и выяснить, какие предприятия больше всего оказывают влияние на загрязнение реки.
  7. Исследовать степень загрязнения снега в разных частях города или села и выяснить, какие предприятия оказывают наибольшее влияние на это загрязнение.
  8. Определить радиационный фон в различных местах нашей республики и выяснить причины изменения его показателей.
  9. Подняться на окружающие горы и визуально определить степень загазованности воздуха в различных частях города, объяснить причину загазованности воздуха.
  10. Подготовить доклад о том, как человек научился выживать в условиях сурового климата нашей республики (одежда, жилище, пища). Все эти приемы выживания объяснить на основе законов физики.
  11. Подготовить сообщения на такие темы: "Физика и экология почвы", "Физика и экология жилища", "Физика и экология быта", "Антропогенное воздействие человека на окружающую среду".
  12. Назвать местные музыкальные инструменты. Предложить физические методы для исследования характеристик музыкальных инструментов.
  13. Выяснить физические характеристики местных радиостанций и определить частоту, длину волны, мощность и дальность их уверенного радиовещания.
  14. Найти фрагменты из сказок и легенд, в которых описываются физические явления. Так, например, фрагмент из алтайской сказки "Малыш Ырысту". "Язык птиц и зверей мальчик хорошо понимал, пчел и кузнечиков внимательно слушал. Он и сам то зажужжит, то застрекочит, то, как птица, защебечет, то засмеется, как родник. Дунет мальчик в сухой стебелек - стебелек поет:".

Вопросы и задания: Назовите источники звуков и сами звуки, о которых говорится в этом отрывке, почему стебелек пел? Чем это вызвано? Как определить длину волны издаваемого мальчиком вместе со стебельком звука?

Учителю физики следует оформлять паспорт основных предприятий с целью повышения эффективности реализации политехнического обучения на занятиях по физике. В паспорте предприятия следует отразить:

  1. Название предприятия.
  2. Особенности предприятия, выпускаемая им продукция и ее народнохозяйственное значение.
  3. Общая схема производства.
  4. Сырье - его состав, свойства, предварительная подготовка.
  5. Последовательность выполнения технологических процессов, которые изучаются во время экскурсии.
  6. Сущность технологических процессов, расчленение процессов на отдельные стадии.
  7. Физические законы и явления, лежащие в основе технологических процессов.
  8. Устройство и принцип действия наиболее важных машин и механизмов, применяемых на данном предприятии.
  9. Требования к знаниям специалистов, осуществляющих тот или иной технологический процесс.
  10. Основные физические методы контроля за качеством выпускаемой продукции.
  11. Типовые измерения, выполняемые на данном предприятии, физический принцип действия измерительных приборов.
  12. Главные автоматические устройства данного предприятия, функции их выполнения и принцип действия.
  13. Фамилии рационализаторов и изобретателей этого предприятия, сущность их предложений, экономический эффект их рационализаторских предложений.
  14. Требования техники безопасности, которые необходимо соблюдать на данном предприятии.

Имея такие сведения о предприятии, учитель сможет организовать деятельность учащихся по использованию этих материалов для составления задач с техническим содержанием, изготовление моделей приборов и механизмов, подготовить вступительную беседу по актуализации знаний, набрать достаточно примеров использования законов на практике, написать сочинение на определенную тему, оформить стенды, альбомы, схемы, коллекции.

Определенный материал по данной проблеме учителя физики могут найти в методических рекомендациях, опубликованных в Горно-Алтайском республиканском институте повышения квалификации работников образования: Папыев И.М. Использование краеведческого материала на уроках физики в национальных школах Республики Алтай. - Горно-Алтайск, 2001. - 42 с.