Содержание
Методика и технология развивающего обучения

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЕ
В.С. Елагина - г. Челябинск

Межпредметные связи (МПС) являются важным дидактическим условием формирования прочных и глубоких знаний и умений у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, развития у них познавательного интереса к изучению физики, химии и биологии, формирования естественнонаучного мировоззрения, диалектического способа мышления.

Решающая роль в практической реализации МПС в учебно-воспитательном процессе принадлежит учителям. От уровня их готовности к деятельности по реализации МПС во многом зависит уровень сформированности системы знаний, убеждений, способов деятельности учащихся, позволяющих им осознать сущность явлений и процессов, протекающих в окружающем мире и свою роль в разрешении сложных, глобальных проблем взаимодействия природы и человека. В связи с этим возникает необходимость изучения готовности учителей к деятельности по реализации МПС.

Для выяснения условий, от которых в первую очередь зависит эффективность реализации МПС в школе, мы поставили перед собой задачу изучить типичные недостатки и затруднения учителей по обучению учащихся физике, химии и биологии на основе МПС. В исследовании приняло участие 106 учителей физики, химии и биологии г. Челябинска и области, из них: 63,2% учителей городских и 36,8% - сельских школ.

Прежде всего, отметим общее позитивное отношение учителей к проблеме МПС. Более 60% учителей считают, что МПС необходимы, и их нужно активно использовать в учебно-воспитательном процессе школы. Около 48% учителей убеждены в необходимости дальнейшего развития проблемы МПС, как в теоретическом, так и практическом плане, активного внедрения их в обучение учащихся. Лишь незначительная часть учителей не признает актуальности проблемы и не видит необходимости перестраивать изучение своего предмета с учетом МПС.

Анализ деятельности учителей убеждает нас в том, что необходима специальная работа методистов, администрации школ, направленная на объединение учителей физики, химии и биологии для решения проблемы реализации МПС в школе. Разработка тематического планирования МПС, проведение анализа учебных программ, разработка и проведение комплексных форм учебных занятий, организация внеклассной работы, направленной на реализацию МПС, выработка единой методики и требований к формированию понятий требует совместной деятельности учителей. Следует указать, что многие учителя эпизодически используют МПС. Это объясняется отсутствием у них умений реализации МПС в формировании у учащихся межпредметных знаний и умений. Учителями не учитывается понятийная база, приобретенная учащимися при изучении смежных предметов, недооценивается принцип преемственности в формировании знаний и умений в процессе изучения физики, химии и биологии, наблюдается отсутствие единства требований к формированию знаний и умений. Отсутствует единство интерпретации одних и тех же понятий, что приводит к серьезным затруднениям и ошибкам при их усвоении. Количество баллов в этой группе профессиональных умений учителей колеблется от 2,3 до 2,9, что, на наш взгляд, явно недостаточно для того, чтобы знания учащихся приобрели комплексный характер и могли активно применяться для объяснения природных явлений и процессов с точки зрения их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, у учащихся остаются несформированными обобщенные умения. Далеко не все учителя проводят своевременный контроль усвоения межпредметных знаний учащихся, еще реже организуется контроль уровня овладения учащимися межпредметными умениями, способами самостоятельного установления МПС при решении задач, требующих комплексного применения знаний из смежных предметов. Не всегда на уроках физики, химии и биологии создаются условия для активного применения учащимися знаний, полученными при изучении смежных предметов. Большинство учителей не уделяет должного внимания планированию межпредметных связей, зачастую в тематическом плане такой раздел просто отсутствует. Количество баллов в этой группе профессиональных умений учителей естественнонаучных дисциплин колеблется от 3,0 до 3,5, что свидетельствует о необходимости специальной разработки мер по решению этих задач. Таким образом, анализ основных результатов изучения недостатков в работе учителей позволяет сделать вывод о том, что учителя слабо подготовлены к деятельности по реализации межпредметных связей в обучении школьников физике, химии и биологии.

Подавляющее большинство учителей испытывают затруднения в осуществлении МПС. В анкетах они отмечают трудности, связанные с осуществлением преемственности в формировании понятий, общих для цикла естественных дисциплин, методикой формирования понятий, общих для цикла естественных дисциплин, в определении единой интерпретации понятий на уроках физики, химии и биологии. Эти недостатки в работе учителей приводят к возникновению у учащихся ошибок в усвоении понятий и умений, общих для естественных дисциплин. Перечисленные выше затруднения в своей работе отмечают 82,1% учителей. Не меньшие затруднения испытывают учителя в осуществлении согласования во времени изучения отдельных тем смежных предметов (75,4%), что объясняется, с одной стороны, отсутствием навыков коллективного анализа программ и учебников по смежным дисциплинам (46,9%), а, с другой стороны, учителя работают по разным вариантам программ по физики, химии и биологии, выбор которых между ними не согласуется. Более 50% учителей испытывают серьезные затруднения в формировании умений решать задачи, требующие комплексного применения знаний из смежных предметов. Это связано с тем, что в задачниках и сборниках упражнений по физике и химии практически не встречается задач межпредметного содержания. Нет таких задач и заданий и в учебниках по биологии. Отмечаются трудности, связанные с учетом и оценкой качества межпредметных знаний и умений. Около 50% респондентов отмечают трудности в определении опорных связей с ранее изученными темами между предметами, т.е. учителя затрудняются в установлении МПС физики, химии и биологии. Большие затруднения учителя испытывают в проведении практических и лабораторных работ, требующих комплексного применения знаний смежных предметов естественного цикла (89,8%). Причина этого кроется в отсутствии подобных работ в учебниках и методических пособиях. Более 50% учителей отмечают трудности, связанные с организацией учебно-познавательной деятельности учащихся, реализацией индивидуального подхода в обучении, разработкой комплексных форм учебных занятий, а также с проведением межпредметных кружков и факультативов.

Учет всей совокупности выявленных слабых моментов в процессе обучения учащихся позволяет определить тактику установления межпредметных связей физики, химии и биологии. Но для этого не менее важно знать и причины, ведущие к появлению отмеченных затруднений.

Одной из таких причин является недостаточная научно-теоретическая и методическая подготовленность учителей. От 36,1% до 57,8% учителей отмечают, что не были подготовлены к этому виду деятельности в педагогических вузах. Среди причин, ведущих к появлению затруднений в процессе реализации МПС, учителями отмечаются такие, как: недостаточное количество методических пособий и рекомендаций по осуществлению МПС в обучении учащихся; отсутствие со стороны администрации школ и методических объединений координации в работе учителей смежных предметов, своевременной методической помощи учителям; отсутствие специальной курсовой подготовки в ИПК (ИУУ); отсутствие опыта работы по проблеме МПС. Слабо поставлено самообразование учителей, которое часто осуществляется формально, без актуализации потребностей и профессиональных интересов учителей в самообразовании по проблеме МПС.

Нередко причины низкой эффективности работы учителей по реализации межпредметных связей кроются в недостаточном развитии учебно-материальной базы кабинетов физики, химии и биологии, особенно в сельских школах, что существенно затрудняет реализацию МПС в обучении школьников. Большая наполняемость классов, двухсменные занятия, затрудняющие организацию внеклассной работы, низкая познавательная активность учащихся, все это существенно затрудняет эффективное использование МПС в школе.

Таким образом, знание выявленных типичных недостатков и затруднений в деятельности учителей по реализации межпредметных связей, а также вызывающие их причины позволит более конкретно совершенствовать не только учебно-воспитательный процесс в школе, построенный на основе МПС, но и процесс подготовки и повышения квалификации учителей по данной проблеме.