Содержание
Культура
Имена:
Ноты:
Поэзия:
Исследователи Алтая:
АЛТАЙСКИЙ ХУДОЖНИК П.И. БАСМАНОВ
Т.А. Уманец

Имя Павла Ивановича Басманова давно известно художественной общественности. В этом году ему бы исполнилось 96 лет. График, акварелист, рисовальщик, иллюстратор, участник многих выставок ещё не достаточно знаком широким кругам зрителей, хотя его произведения имеются в Государственном русском музее, в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее.

На первый взгляд творческая судьба Басманова не выглядит особенно яркой: не было блестящего успеха и признания, но не встретил он яростных нападок со стороны критиков. Его называли художником так называемого "третьего пути". Состоял в Союзе художников, не был отмечен наградами и званиями, но всегда имел безупречную репутацию. Неохотно расставался со своими работами, будь то выставка или даже музей, - словно оберегал от грубой реальности идеологизированной жизни хрупкий мир своих лирических образов.

Павел Иванович Басманов родился 3 января 1906 года в многодетной семье зажиточных крестьян, владевших мануфактурной лавкой в селе Баталово Алтайского края. Рисовать начал с детства. Окончив гимназию, Басманов поступает на учёбу в Барнаульские художественные мастерские, возглавлявшиеся М.И. Курзиным. Находясь в творческих контактах с передовыми силами русского искусства 10-х годов, Курзин-педагог пропагандировал открытия авангарда. Другой учитель Басманова - Андрей Осипович Никулин, традиционалист, убеждённый классик, побывавший в Париже, был противоположностью Курзину. Все эти первые встречи с новаторской живописью, с такими самоотверженными, хотя совершенно противоположными по творческим установкам учителями, определили особый характер соприкосновения Басманова с художественной жизнью Петрограда, куда он приехал в 1922 г. с рекомендацией к художнику М.И. Авилову, преподававшему в художественно-промышленном техникуме. По окончании техникума Басманов работал в Детской редакции Госиздата у В.В. Лебедева. В 1924-25 гг. посещал мастерскую П.А. Мансурова, ученика и соратника К. Малевича.

Большую часть творческого наследия художника составляют станковые серии "Старая Сибирь", "Прогулки", "Эскизы". В своём творчестве художник отдавал предпочтение технике акварели - лёгкой, прозрачной, светопроницаемой. Басманов работает с этим нежным и гибким материалом, применяя его как простейший способ воссоздания своего маленького космоса, где человек и земля связаны взаимопроникающими цветовыми и световыми переходами.

Лёгкими и точными движениями кисти художник выстраивает величавые полупрозрачные фигуры женщин, сквозь которые иногда проступают очертания холмов, линии горизонта или дальнего берега. Такова же и земля - невесомое сгущение красок, растворяющихся, исчезающих в тумане, в океане белого света. Невольно на память приходит тема легендарного Беловодья, о котором говорится во множестве сказок, песен и преданий Алтайских старожилов.

В "Прогулках" впервые появились героини Басманова. С тех пор женские образы превратились в лейт-мотив всего творчества художника, сближая его с такими предшественниками, как В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов. В произведениях Басманова женственность стала олицетворением природы, выражением её текучих ритмов, меняющихся состояний, плавных силуэтов. Поэтому так естественно и гармонично в его композициях сочетаются фигуры в длинных одеждах с окружающим пейзажем.

Несмотря на то, что с 20-летнего возраста художник до конца дней жил и работал в Петербурге, впечатления детства, прошедшего на Алтае оказали преимущественное влияние на его творчество.

Алтайский простор сформировал образ мироздания, глубоко воспринятый развивающимся сознанием художника.

Это ощущение бескрайности мира П. Басманов сумел сохранить во все последующие годы. Оно стало основой камерного, обладающего духовной силой и нравственной чистотой художника, родившегося на Алтае.