Содержание
Актуальные проблемы развивающего обучения

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
А.В. Усова - г. Челябинск

Оговорим, прежде всего, содержание понятия "Методология", рассмотрим, как возникло и развивалось данное понятие в философии и в науке, как оно интерпретируется в современной научной литературе.

В философском словаре последнего издания под ред. И.Т. Фролова дано следующее определение методологии.
"Методология -

  1. совокупность познавательных средств, методов и приемов, используемых в какой-либо науке;
  2. область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей д е я т е л ь н о с т и" [9, с. 278-279].

В "Кратком философском словаре" под ред. А.П. Алексеева Методология определяется как "1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области" [7, с. 178].

Методология науки изучает научное знание и научную деятельность.

"Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная Методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная Методология).

В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта" [2, с. 478].

Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и переходов к интеграции изучаемого материала.

В современной литературе под Методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Наиболее важными точками приложения Методологии является постановка проблемы.

Наиболее значительный вклад в анализ этой проблемы внес Аристотель в V в. до н.э. Он рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания. Начатки Методологии просматриваются в работах древнегреческих ученых.

Родоначальником Методологии в собственном смысле слова является английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), впервые выдвинувший в начале XVII века идею вооружения науки системой методов и реализовавший эту идею в "Новом органоне", опубликованном в 1621 г.

Бэкон подвергает резкой критике средневековую схоластику. Он понимал, что непрерывный технический прогресс нуждается в солидной научной базе, возросший опыт людей должен быть научно обобщен. Он доказывал, что нельзя удовлетворяться обобщениями античной и средневековой науки. Он осознавал, что в то время (начало XVII века) неизмеримо расширились и получили известность пределы материального мира (земель, морей, звезд и т.д.) К этому времени была открыта Америка.

Он констатировал отставание, несоответствие теории и практики, подробно анализировал причины плохого преуспевания теоретических наук.

Для последующего развития Методологии огромное значение имело обоснование Бэконом индуктивного эмпирического подхода к научному познанию. Им был выдвинут тезис о "Союзе опыта и рассудка". Он первым высказал идею "создания научного центра "дома Соломона".

С этого времени проблема метода становится одной и центральных идей в философии.

Первоначально она совпадала с вопросом об условиях достижения истины, опираясь на тезис о том, что к истинному знанию ведет лишь истинный метод. Поисками такого метода были заняты философы Нового времени.

Следующий шаг в развитии Методологии был сделан французским мыслителем Рене Декартом (1595-1650). Декарт сформулировал проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта. Он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности. Тем самым было положено начало исследовательского вопроса, как достижимо истинное знание - на каких интеллектуальных основаниях и с помощью каких методов рассуждения.

Методология начинает выступать как философское обоснование методов познания.

Одновременно развивались другие линии Методологии в учении английского философа Дж. Локка, выдвинувшего сенсуалистическую теорию познания, и Д. Юма, обосновавшего эмпиризм путем критического знания с позиций скептицизма. Здесь получили свою философскую опору усиленные поиски методов опытной науки.

Немецкие философы и, прежде всего Гегель, подчеркивали роль диалектики как всеобщего метода познания и духовной деятельности вообще на идеалистической основе. Этот результат был удержан и коренным образом преобразован на материалистической основе в марксистско-ленинской философии.

Создание диалектического материализма в начале XX в. завершило формирование философских основ научной Методологии в условиях широкого развития науки, теоретического естествознания, опирающегося на конкретно-научное изучение основных форм движения материи.

Органическое соединение научно-теоретической и практической направленности позволило диалектическому материализму играть ведущую роль в социальной практике и духовно-культурной жизни в науке, выступая в роли универсальной всеобщей методологии.

Для развития науки в XX веке характерен быстрый рост методологических исследований и повышения удельного веса в общем массиве научного знания. Этот процесс имеет своим источником два основания.

Во-первых, в XX в. научное познание осваивает все более сложные объекты действительности (природной и социальной), что ведет к возрастанию уровня его абстрактности и уменьшению наглядности. В результате этого одним из центральных становится вопрос о средствах исследования, о принципах подхода к объекту изучения.

Во-вторых, в условиях научно-технической революции занятие наукой превращается в массовую профессию. Это потребовало детализированной регламентации труда исследователей на различных уровнях.

Эти два обстоятельства стимулировали развитие исследований в области Методологии как "вглубь", т.е. в сторону все более обстоятельного раскрытия основных принципов скрупулезного и специального конструирования системы средств научного познания, так и "вширь".

В связи с дифференциацией современного научного познания, усложнения понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов, дифференцируется сфера методологии. Вследствие этого, в настоящее время различают:

  1. методологию на уровне философии;
  2. общенаучную методологию;
  3. методологию частных наук.

Современная наука располагает мощным арсеналом разнородных средств, предназначенных для решения задач самого различного характера.

Вследствие этого современный научный работник, приступая к исследованию, оказывается перед необходимостью выбора наиболее эффективного методологического средства (или совокупности из некоторого их набора).

Особый круг проблем методологии создает характерные для современного научно-технического развития тесное переплетение элементов науки и практики при решении крупных комплексных проблем (типа космических проектов, мероприятий по защите среды и т.п.)

При этом возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, построив для этого соответствующий предмет изучения (т.е. комплексную систематическую модель объекта), но и объединить в одной системе научно-теоретические представления и решения, получаемые интуитивно-практическим путем.

Методология имеет общие черты с теорией познания и социологией.

От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом и прежде всего - его содержательные основания, методологию отличает акцент на средствах познания.

От социологической науки и других отраслей науковедения Методология отлична направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организацию знания.

Существует несколько классификаций методологии. Одной из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную.

Первая включает в себя такие проблемы, как структура научного знания вообще и научной теории в особенности, законы порождения, функционирования и изменения научных теорий, понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин.

Формальные аспекты Методологии связаны с анализом языка науки, вопросом о логической структуре научного знания. С этого началось развитие Методологии науки как самостоятельной области знания. Вспомним "органон" Аристотеля.

Принципиальное значение имеет деление Методологии, основанное на представлении о различных уровнях методологического анализа. Различают два вида методологии:

  1. философскую и
  2. социально-научную

Методологическую функцию выполняет вся система философского знания.

Наиболее адекватную философскую базу научного познания дает диалектический и исторический материализм, причем роль Методологии в равной мере осуществляют диалектика и материализм, а применительно к социальному познанию диалектический материализм в единстве с историческим материализмом.

Важное методологическое значение имеет мировоззренческая интеграция результатов науки, даваемая с позиций диалектики и материализма.

Философский уровень методологии функционирует в качестве системы предпосылок и ориентировок познавательной деятельности.

Сюда входят как содержательные предпосылки (мировоззренческие основы научного мышления, философская "картина мира"), так и формальные (т.е. относящиеся к общим формам научного мышления, к его исторически определенному категориальному строю).

Одной из кардинальных методологических проблем является определение специфики различных сфер познания, в особенности специфики гуманитарного познания в сравнении с естественнонаучным.

В современных философских методологических исследованиях раскрыты некоторые важные механизмы функционирования и развития познания:

  1. законы преемственности смены научных теорий (принцип соответствия);
  2. наличие специфической для каждой эпохи развития науки "парадигмы" мышления (т.е. совокупности неявно задаваемых регулятивных принципов);
  3. методологические особенности искусств, языков, применяемых в науке;
  4. специфика различных видов научного объяснения;
  5. способы построения научных теорий (дедуктивный, историко-дедуктивный, генетический и др.), характерные черты ряда методологических направлений современного познания (системного подхода, структурализма, кибернетических методов, принципов вероятностного мышления и др.)

Нас интересует методология, охватывающая профессиональную подготовку студента вуза. Это методология педагогики и специальных наук, изучаемых в вузе.

Мы все, педагоги, решаем проблему воспитания, обучения и образования студентов - независимо от предмета, который преподаем, которому обучаем студентов. И нас, естественно, интересует прежде всего методология педагогики.

Методология педагогики исходит из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития. Это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах исследования, а также о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования [2, с. 80].

Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, связи обучения с жизнью, индивидуально-личностного подхода.

Принципы систематичности и преемственности реализуются не только в процессе изучения отдельного предмета. Они требуют осуществления межпредметных связей между предметами одного цикла, например, цикла естественных наук: физики, химии и биологии; предметов гуманитарного цикла, но и между предметами различных циклов, например, физики и математики, физики и общетехнических дисциплин, общетехнических дисциплин и специально-технических дисциплин. Такие связи способствуют целостности восприятия студентами научной картины мира, формированию системности мышления, позволяют студентам осмыслить и усваивать постепенно логический наращиваемый каркас знаний, укрепляющий и фиксирующий связи между предметами.

Эти связи являются отражением в содержании и методах обучения межнаучных связей.

К сожалению, еще нередко кафедры преподают, а студенты изучают каждую дисциплину фактически автономно. Доминирует чисто "предметное", информационное, а не методологическое образование, элементный, а не системный подход к обучению профессиональной деятельности.

Студентов практически не учат осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для целостного решения познавательных и профессиональных задач.

Большая часть дисциплин технического цикла опи-рается в своей основе на те или иные фундаментальные научные теории, прежде всего, физические.

Научное знание физики, обладающее наивысшим уровнем естественнонаучной систематизации и построенное в соответствии с единой методологией науки может и должно реализовывать процесс организации и развития всего спектра инженерных дисциплин в технических вузах и военно-инженерных дисциплин в военных вузах.

В преподавании технических дисциплин в качестве методологической основы должна использоваться концепция взаимосвязи общенаучной, естественнонаучной и физической картины мира.

Включение категориального аппарата данной концепции в практику преподавания позволяет связывать между собой содержание учебных дисциплин технического цикла на основе единой методологии, отражающей общие принципы построения и развития научного знания, что, в свою очередь, содействует преемственности усваиваемых студентами знаний и усилению их мировоззренческой направленности обучения.

В преподавании всех предметов важным методологическим компонентом является ознакомление студентов с методами общенаучного познания и спецификой методов исследования, применяемых в изучаемой науке: построением гипотез, проектированием моделей, наблюдением, экспериментом, систематизацией и обобщением.

В преподавании предметов естественного цикла (физики, химии биологии, биофизики и др.) важное методологическое значение имеет ознакомление студентов с общими методами исследования, применяемых в естественных науках (и прежде всего - эксперимента) и формирование у них умения пользоваться этими методами в учебном познании, а позднее - в своей будущей профессиональной деятельности.

Важно познакомить студентов со структурой эксперимента как метода научного исследования, с основными операциями, из которых слагается эксперимент:

  1. Цель опыта.
  2. Построение гипотезы, которая может быть положена в основу опыта.
  3. Определение условий, необходимых для проверки гипотезы.
  4. Создание экспериментальной установки, необходимой для проверки гипотезы.
  5. Определение плана эксперимента - операций, которые должны быть выполнены, и последовательности, в которой они должны быть выполнены.
  6. Выбор способа кодирования информации, получаемой во время проведения опыта.
  7. Выполнение операций, сопровождаемое кодированием информации, получаемой в ходе эксперимента, избранным способом (описание, рисунки, схемы и т.п.)
  8. Анализ полученных данных.
  9. Формулировка вывода.

Ознакомление студентов с обобщенным планом выполнения опытов помогает им грамотно использовать эксперимент в учебном процессе и в научных исследованиях.

В преподавании всех естественнонаучных дисциплин важно знакомить студентов с историей открытия фундаментальных законов и создания фундаментальных теорий и прежде всего - фундаментальных физических теорий (молекулярно-кинетической, теории строения атома, квантово-полевой теории, электронной теории вещества), показать диалектически противоречивый характер развития науки вообще, в том числе науки физики.

Важно раскрывать перед студентами мировоззренческое значение фундаментальных естественнонаучных теорий и законов (закона сохранения энергии, импульса, закона сохранения электрического заряда, закона сохранения массы и т.п.) и широкого использования их в естественных науках (в физике, химии, биологии) и в технике.

  • Важно показать студентам общность фундаментальных законов и методов исследования, применяемых в естественных науках.
  • Раскрывать взаимосвязи явлений, изучаемых физикой, химией, биологией.
  • Формировать у студентов умения решать задачи и выполнять задания, требующие комплексного применения знаний цикла изучаемых предметов. В процессе решения таких задач и выполнения заданий творческого характера, студенты полнее ощущают реально существующие связи явлений, изучаемых различными науками, и знакомятся с технологическими процессами, основанными на комплексном применения явлений и законов, свойств вещества, изучаемых разными науками.
  • Формировать и развивать у студентов творческое мышление.

Итак, когда мы говорим о методологии в учебном познании, мы имеем в виду совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в учебном процессе, пути достижения истинного знания, принципы организации познавательной и практической деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая советская энциклопедия. Третье издание. Т. 16. - М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1974.
  2. Клещева Н.А. Содержательный аспект междисциплинарной интеграции в вузе //Материалы Международной научно-практической конференции "Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения" 21-25 августа 2001 г. Приложение к журналу "Наука, культура, образование": Горно-Алтайское отделение Петровской Академии наук и искусств; Горно-Алтайский государственный университет, 2001. - С. 119-122.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних учебных заведений. - М.: ACADEMA, 2000. - 174 с.
  4. Краткий политический словарь. Изд. 5-е. - М.: Политиздат, 1988. - 478 с.
  5. Краткий философский словарь/ Под ред. М. Розенталь, П.Ю. Юдина. Изд. 4-е. доп. - М., 1954. - 703 с.
  6. Краткий философский словарь. - М.: Политиздат, 1988. - 244 с.
  7. Краткий философский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева. - М.: Просвещение, 2000. - 397 с.
  8. Философский словарь/ Под ред. М. Розенталь, П.Ю. Юдина. - М., 1963. - 544 с.
  9. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5-е. - М.: Политиздат, 1987. - 588 с.