Социально-экономическая ситуация в Республике Алтай.

Завершившиеся выборы представительной власти 16 декабря 2001 г. - 6 января 2002 г. в Республике Алтай подводят своеобразную черту в социально-политических изменениях, которые происходили в республике в 90-е годы. Сложные условия реформации, в которых находится Россия, соответственно Республика Алтай, как ее субъект, нередко приводят к весьма противоречивым последствиям в социальной жизни. Социальные процессы в отдельных субъектах России наталкиваются на специфику, заставляющую с большей осторожностью использовать унифицированные показатели при анализе последствий крупных событий, например, выборов в органы представительной власти. Сложность изучаемого процесса усугубляется многовариантностью взаимодействия его элементов, среди которых немаловажное, а порою и доминирующее влияние на ситуацию оказывает субъективный фактор. Такие проявления субъективного фактора как установки, ценностные ориентации массового сознания, а также и личностные, социально-психологические особенности политических лидеров затрудняют, а порою и снижают возможности исследователей социальных процессов. Как результат этого - прогностическая неопределенность, которую высказывают исследователи. Для большей точности прогнозируемых социально-политических процессов и их понимания полезно проведение анализа социально-экономической, социально-политической ситуации в преддверии тех или иных политических событий, в частности, выборов представительной власти в руководящие органы территорий. Кроме того, определенную ценность представляют знания уровня политической культуры как тех, кто будет избирать политическую власть, так и тех, кто войдет во властные структуры.

Поэтому в своем исследовании мы проанализировали некоторые аспекты социально-экономической, социально-политической жизни Республики Алтай. По данным министерства экономики Республики Алтай в состоянии экономики республики наметилась оптимизация структуры валового регионального продукта в сторону увеличения доли производства товаров. Так, в 2000 году промышленные предприятия республики выпустили продукцию на общую сумму 360,9 млн. рублей. К уровню 1999 года это составляет 148 процентов. За три квартала 2001 года по сравнению с этим же периодом 2000 года выпуск продукции возрос на 3.5 процента. В денежном выражении это составляет 342,7 млн. рублей.

Возрос объем выпуска продукции сельского хозяйства. В 2000 г. он превысил уровень 1998 года почти в два раза. Было выпущено продукции на 1478,5 млн. рублей. Доля убыточных сельскохозяйственных предприятий уменьшилась. Если в 1998 г. их было 80% от общего числа хозяйств в республике, то в 2000 г. осталось 48%. Министерство экономики Республики Алтай связывает этот позитивный процесс с тем, что в 1999 году был осуществлен комплекс организационно-экономических мер, "направленных на создание условий для выхода аграрного сектора из кризиса и улучшения финансового обеспечения отрасли". К таким организационно-экономическим мерам, в частности, можно отнести принятие правительством Республики Алтай постановления "О лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Республики Алтай", создание конкурсной комиссии по перерегистрации фирм-экспортеров пантовой продукции. Кроме того, с 2000 года увеличились инвестиции в сельское хозяйство республики. Благодаря этому был восстановлен и пущен в эксплуатацию маслосырзавод в селе Черный Ануй, приобретено оборудование для сушки овощей в СПК "Коксинский".

Рост инвестиций наблюдается и в промышленности. Например, были вложены средства для нужд акционерных обществ "Сумер", "Алтайстроймебель", "Ткацкая фабрика", "Руно-Алтекс" и других. Начато строительство завода по производству валлостонита. Для поддержки развития приоритетных отраслей экономики республики и социальной сферы был создан Республиканский фонд развития Республики Алтай. В результате такой инвестиционной политики "в республике активно развивается туризм (например, в Чемальском районе), восстановлена переработка молока (Майминский, Усть-Канский районы), реализуются региональные отраслевые программы ("Уймонский хлеб"). В результате в Майминском районе начиная с 1999 года, налогооблагаемая база ежегодно увеличивается почти вдвое, соответственно увеличиваются собственные доходы.

Кроме того, из фонда развития Республики Алтай было получено 10 млн. рублей на приобретение сельскохозяйственной техники по лизингу, приобретена зерносушилка в Усть-Коксинском районе. Сельхозпредприятия и крестьянские хозяйства республики получали из федерального бюджета субсидии на поддержку овцеводства, элитного семеноводства, племенного животноводства.

Несмотря на рост инвестиций, их эффективность невелика. Сумма экономического эффекта "колеблется от пяти до семи миллионов рублей в год. В то время как доходы на сумму инвестиционных вложений в 280 млн. рублей должны составить порядка 60-80 млн. рублей в год и соответственно сумма налоговых доходов 25-35 млн. рублей.

Иными словами, Республика Алтай, которая и в советский период была экономически отсталым регионом, имела высокодотационный бюджет, продолжает оставаться такой же и сегодня. Для нее характерен самый низкий уровень самофинансирования среди всех регионов Западной Сибири, несмотря на то, что доходы бюджета растут. Так, на 1 января 2001 года доходы консолидированного бюджета Республики Алтай составили 924,2 млн. рублей, а расходы - 972,1 млн. рублей. Дефицит бюджета составил 5 процентов расходной части консолидированного бюджета. По сравнению с 1999 годом доходная часть консолидированного бюджета в 2000 г. возросла в 2,2 раза. Положительным моментом является рост безвозмездных поступлений из федерального бюджета (в 2,5 раза), а также поступлений налоговых доходов (в 1,8 раза). Рост объемов основных параметров бюджета в 2001 году основан на увеличении сумм безвозмездных перечислений из федерального бюджета Российской Федерации (1333,6 млн. рублей против 605,7 млн. рублей в 2000 г.)

При этом доля дотационности в бюджете увеличилась с 80 до 95 процентов. О самообеспеченности республики при таком состоянии дел остается только мечтать. Между тем достижение самообеспеченности, самофинансирования - это цель развития Республики Алтай.

В целях сокращения бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд в 2000 году был принят закон "О республиканском государственном заказе". Этот закон определяет основы экономико-правовых взаимоотношений при закупке и поставке товаров и услуг, выполнении работ за счет средств республиканского бюджета. В 2001 году финансирование госзаказа увеличилось в четыре раза по сравнению с 1999 годом, договоров было заключено в 2,5 раза больше. Одновременно увеличились поставки по договорам. От лицензионных сборов в бюджет республики в 1998 году поступило 77,28 тысяч рублей, в 2001 году более 700 тысяч рублей. Большие надежды правительство Республики Алтай возлагало на внешнеэкономическую деятельность, связанную, в основном, с реализацией продукции мараловодческих хозяйств. Кроме того, в 2001 году были заключены договоры о сотрудничестве с Монголией по вопросам ввоза скота, мяса, строительству дорог, освоению месторождений и другим. Анализ внешнеторгового оборота показывает тенденцию роста экспорта, при этом объемы внешней торговли снижаются. Прирост показателей внешнеэкономической деятельности объясняется стабилизацией курса рубля на российском рынке, изменениями в законодательстве Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям.

Однако перемены, начавшиеся в России во второй половине 80-х-90-е годы, коснулись всех сторон жизни также и населения Республики Алтай. Быстрыми темпами в республике шел процесс расслоения на богатых и бедных. Традиционно в развитых странах большая часть сельского населения относится к социальным группам, занимающим в экономическом положении средний уровень и относящиеся к довольно обеспеченным категориям населения. Поэтому в этих странах не ощущается большого различия в уровне жизни основной массы сельского и городского населения. В России ситуация иная. Резкое отличие в уровне жизни селян и горожан наблюдается в Республике Алтай. Сельское население, составляющее три четверти от всего населения республики, в результате реформ оказалось в наиболее сложном экономическом положении. Полный развал колхозно-совхозной системы, отсутствие собственного опыта в налаживании индивидуального хозяйствования, а также отсутствие средств для начала организации собственного хозяйства привели к резкому падению уровня жизни сельских жителей в 90-е годы.

Невысок уровень жизни и у жителей г. Горно-Алтайска. Одной из причин этого, по-видимому, является то, что в сознании населения преобладает ориентация на деятельность в бюджетной сфере. Так, на конец 90-х гг. из 24,3 тыс. занятых горожан 63,8 % работали на предприятиях и в учреждениях муниципальной собственности. Если читатель добавит к этой цифре многочисленную группу работающих во всевозможных учреждениях республиканских ведомств и федеральных структур, то обнаружит справедливость для русской действительности 19 века известной поговорки: "Семеро с ложкой, один с сошкой". Читатель обнаружит, что собирать налог в Горно-Алтайске кроме торговцев многочисленных комков не с кого. Налогооблагаемая база, в виде совокупности производственных предприятий практически отсутствует. Невысока активность горожан в частном бизнесе. Такое положение отражалось на социальном самочувствии горожан. Исходя из анализа материалов исследований, в городе преобладали те люди, которых полностью или по большей части не устраивала их нынешняя жизнь. Они составляли от половины до 2/3 респондентов. Исключением являлась молодежь. Среди студенческой молодежи преобладала уверенность, что они будут жить гораздо лучше, успешнее, чем их родители. Среди молодых респондентов подавляющее большинство убеждено, что общество не должно возвращаться к социалистическим ценностям и преобразованиям.

Но молодые люди - это будущее. А в настоящем - горноалтайцы не очень преуспели в расширении частного бизнеса. Одной из причин этого является то, что массовое сознание для большинства горожан продолжает находиться под политическим прессом государственного социализма. Из сознания горноалтайцев, как и в целом жителей Республики Алтай, оказалась искорененной сама память об иных формах и традициях поведения и взаимодействия при других основах функционирования и устройства общества. Для многих бывших соцстран и для прибалтийских государств, бывших союзных республик СССР, немаловажным в преобразовании социально-политической и экономической жизни стало присутствие в обществе таких людей, которые имели в прошлом опыт самостоятельной экономической деятельности. Даже если многие их них из-за возраста уже не могли играть активной роли, все равно сохраняли духовно-психологическую связь времен, помогая остальным гражданам в процессе преобразований.

В Республике Алтай ко второй половине 90-х годов почти не осталось людей, которые родились и выросли до революции. Так к этому времени в возрасте от 90 до 94 лет осталось всего 0,2 % от общего числа населения Республики Алтай. А в возрасте от 95 до 99 лет осталось около 0,06 %. Естественно, что эти люди были слишком стары, чтобы дореволюционный социальный опыт этого поколения хоть как-то повлиял на процессы рыночно-демократических преобразований среди жителей республики. Анализ социальных процессов, происходящих в жизни населения Республики Алтай, дают основание сделать предположение о том, что протяженность преобразований во времени будет довольно длительным. А это в свою очередь делает неизбежным приливно-отливный характер всех процессов, связанных с преобразованиями в социальной жизни.

Тем более, что анализируя в целом систему управления республики и города с точки зрения кадрового потенциала, следует отметить такую сторону руководящего персонала, как подготовка его к менеджменту в период развитого социализма. Подавляющая часть руководящих постов сегодня занята людьми, осваивающими навыки управления в условиях социалистических производственно-экономических отношений. В основном это добросовестные специалисты, занимающие активную жизненную позицию. В то же время в условиях рынка им работать не доводилось. Их деятельность осуществлялась и осуществляется в рамках управленческих стереотипов, выработанных в условиях социализма. Не их вина, а их беда состоит в том, что российские реформаторы в начале и середине 90-х годов не изготовив законодательной и производственной базы, не переподготовив многочисленные кадры руководителей, не подготовив их психологически к капитализму, бросили страну в стихию рынка. Теперь всем этим управленцам приходится учиться на ходу, в основном методом проб и ошибок. Молодых агрессивно-прагматичных управленцев очень мало, кроме того, им для овладения ключевыми позициями предстоит еще долгий путь борьбы и самоутверждения в глазах не только управленческой элиты, но и населения в целом.

Приливно-отливный характер настроения особенно проявляется в политических предпочтениях и электоральном поведении населения. Проведенные исследования подтверждают неустойчивость установок избирателей, непредсказуемость мотивов предпочтений жителей республики во время выборов. На протяжении 90-х годов электорат республики находился в основном в составе так называемого "красного пояса" России.

Проведенные в г. Горно-Алтайске в конце апреля - начале мая 2000 г. социологические исследования по проблемам семьи и ее отношения к жилищно-коммунальной реформе подтвердили продолжающийся процесс расслоения в экономическом положении горожан. Были опрошены 452 семьи. На вопрос: "Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?", только 15 % оценили его как "хорошее", 21,7 % ответили, что их материальное положение "скорее хорошее, чем плохое", 41,8 % - "скорее плохое, чем хорошее" и 21,5 % ответили, что материальное положение их семьи "плохое". Иными словами, большая часть семей (63,3 %) оценили свое материальное положение как либо плохое, либо скорее плохое, чем хорошее.

При таком положении проведение жилищно-коммунальной реформы в городе, неизбежной в условиях реформирования, будет сопряжено с дальнейшим ухудшением положения необеспеченных, или просто бедных семей. Уже сейчас это отражается на жилищных условиях горожан. Так, высказали желание отказаться от благоустроенной квартиры и поменять ее на частный дом 50 % проживающих в четырехкомнатных квартирах, 30,6 % респондентов, проживающих в трехкомнатных квартирах, 33 % проживающих в двухкомнатных и 29 % проживающих в однокомнатных квартирах.

Процесс расслоения горожан на бедных и богатых будет выталкивать и дальше необеспеченные семьи в менее удобные и менее престижные районы города, а также будет вести к большей скученности проживающих на меньшей площади.

Причинами своего желания отказаться от 3-х, 4-х-комнатных квартир, поменяв их на меньшие или на дома индивидуальной застройки, респонденты называли: "высокая квартплата" - 44,4 %, "иметь огород как помощь экономическую" - 64,2 %, "легче прожить" - 24,7 % и т.д.

Анализ состояния семей в городе выявил также тенденцию снижения числа браков и рост числа разводов, о чем свидетельствует нижеприведенная таблица:

Годы Число браков, единиц Общий коэффициент на 1000 населения Число разводов, единиц Общий коэффициент на 1000 населения
1989 517 10,0 193 3,7
1990 487 9,2 205 3,9
1991 464 8,7 227 4,3
1992 407 7,7 229 4,2
1993 539 8,4 222 4,2
1994 448 8,5 257 4,9
1995 386 8,1 253 5,3
1996 308 6,4 201 4,2

Сложное экономическое положение делает сегодня детей недоступной роскошью для многих горноалтайцев. Отказ от рождения детей наблюдается в естественном приросте населения в городе. Начиная с 1995 года, он имел отрицательный показатель. Некоторое положительное изменение в 1998 году едва ли можно считать наметившейся тенденцией на улучшение.

Годы Число родившихся, человек Число умерших, человек Естественный прирост населения
1990 688 574 + 114
1995 581 677 - 96
1996 569 710 -114
1997 578 669 -91
1998     +25

Такое положение весьма неблагоприятно скажется на демографической ситуации постарения населения города. Примерно такое же положение и в целом по республике. Если обратиться к данным городской администрации, представленных в республиканское статуправление, то число пенсионеров в г. Горно-Алтайске в процентном соотношении ко всему городскому населению составляют:

Число пенсионеров в процентном отношении ко всему городскому населению Данные по годам
1997 1998 1999
1. Всех пенсионеров в составе населения г. Горно-Алтайска
Из них женщин:
24,2

59,9
25,5

56,3
24,3

59
2. Из их числа пенсионеров, вышедших на пенсию в соответствующем году
Из них женщин:
6,6

50,8
6,4

42
67

35
3. Уходит на пенсию в соответствующем году по отношению ко всему населению города 1,6 1,7 1,6

Данные, приведенные в таблице, дают основание прогнозировать, что в последующие ближайшие годы наличие пенсионеров в составе городского населения будет стабильным - на уровне 24 %, при этом, уходящие на пенсию горожане составят также довольно стабильный процент: от 1,6 % до 1,4 по отношению ко всему населению города.

Все вышеприведенное свидетельствует о довольно сложной демографической ситуации в г. Горно-Алтайске. Столь же сложна демографическая ситуация и в целом в Республике Алтай. Подобный возрастной состав населения неизбежно приводит к необходимости увеличивать расходы на социальную поддержку данных категорий жителей Республики Алтай, которая выражается не только в выплате пенсий, но и в иных видах социальной поддержки населения: льготы при уплате за коммунальные услуги, льготное снижение налогообложения, медицинское страхование, бесплатный проезд на городском транспорте и т.д.

Отрицательный показатель в естественном приросте населения города не уменьшил его численности. В последние годы шло увеличение населения за счет миграции. Характерно, что если в 1994, 1995 годах миграция в город происходила из других регионов России и особенно из ближайшего зарубежья, то в последние годы основной приток мигрантов происходил из сельских районов Республики Алтай. Этот процесс свидетельствует о том, что для мигрантов из других регионов России Горно-Алтайск утратил свою привлекательность. Одна из причин этого - ограниченное поле экономической деятельности. Эта же причина является одной из основных для миграции сельского населения в г. Горно-Алтайск, так как в связи с разрушением колхозно-совхозной системы исчезли рабочие места на селе. Отсутствие инфраструктуры, при которой можно было бы создавать новые рабочие места для сельских жителей, особенно для молодежи, привели к повышенной миграции сельских жителей в город.

Было бы неправильным не сказать об определенных усилиях со стороны администрации республики, направленных на социальную поддержку населения Республики Алтай. Однако при переходе к рыночной экономике и демократическому обществу формы участия властных государственных структур в выработке и проведении социальной политики должны меняться радикально. К сожалению, в нашей республике такие изменения практически еще не начинались. В результате, выполнение многих элементарных обязательств по социальной защите населения республики, особенно в таких областях, как жилищная политика, здравоохранение, образование, культура, а также комплексное регулирование денежных доходов населения и их налогообложение, были сведены на нет.

Много не решенных проблем в разделении ответственности за проведение социально-экономической политики между федеральными, республиканскими и местными органами власти. Усугубляет положение также и продолжающая существовать безадресность при распределении значительной части бюджетных средств, предназначенных для социальной защиты населения. Все это влияет на социальный климат и политические позиции жителей Республики Алтай.